Футбол в жестких тонах

Случилось это в марте 2001 года. Я тогда впервые попал с «Шахтёром» на сборы, которые проходили на Кипре. Это было, конечно, потрясающе. В клубе я еще не работал, до того оставалось больше 4 лет. А увидеть, как команда готовится к весенней стадии чемпионата, да в непосредственной близости, изнутри, так сказать, это же нечто особенное. Восторг и журналистская удача!

С этой поездкой связано множество ярких приключений, но сейчас вспомнился один эпизод. Забавный, надо заметить. Ведь я же тогда, кроме всего прочего, смог ощутить атмосферу контрольных матчей. Которая, как выяснилось, прилично отличается от официальных. Причем, по наэлектризованности атмосферы часто и превосходит чемпионат и кубок вместе взятые. Во всяком случае, в начале века было именно так.

Командой в ту пору руководил тандем  Виктор Прокопенко – Валерий Яремченко. А помогал им Алексей Дрозденко. Главным, понятно, был Прокоп. Но и остальные имели свои важные участки работы, а уж когда доходило до спаррингов, так они превращались в уникальное трио… Полтора часа игры проходили для тренеров в предынфарктном тонусе, который они пытались нейтрализовать, выпуская пар через отборную и витиеватую брань. Очень уж переживали.

Да, это всего лишь контрольные игры, но им жутко хотелось отчитаться перед президентом клуба Ринатом Ахметовым об успехах. И, потом, любой настоящий спортсмен всегда переживает за результат, даже если играет во дворе на банку пива.

На Кипре чаще всего «горняки» пересекались с командами русскоязычными. А там тренерский штаб реагировал на повороты сюжета матча аналогично. В смысле, то, что звучало на импровизированных скамеечках запасных, не всякий может вынести. Если же еще спорный момент случался, неоднозначный одиннадцатиметровый или еще что-то в подобном духе, то просто хоть беги.

Ближе к завершению сборов, «Шахтер» встречался со смоленским «Кристаллом». Была такая команда в Первом российском дивизионе. Матч получился нервный, закончился победой дончан 2:0. Оба мяча были забиты с пенальти, Андреем Воробьем и Геной Зубовым, на 59 и 63 минутах соответственно. К концу матча тренеры команд были близки к драке, а уж, что устных претензий высказали вагон и маленькую тележку – это понятно.

Тут следует упомянуть пикантную деталь. В «Шахтере» на момент описываемых событий научную группу возглавлял Виктор Догадайло. Интеллигентный киевский джентльмен, ученый, ранее – судья национальной категории. Спарринги, как вы понимаете, должна обслуживать судейская бригада. «Шахтер» зачастую выходил с инициативой, чтобы главным судьей был Виктор Гаврилович. Человек он в футбольном мире известный. Противники соглашались.

Но с «Кристаллом» случай получился особенный. Знаете, судья имеет отношение к «Шахтеру», да ставит два пенальти…  Может померещиться некоторая предвзятость, верно?  Словом, после игры один из смоленских тренеров был как-то особенно резок и неучтив. Причем, его напор пришелся на Дрозденко. А Алексей Митрофанович был самым старшим по возрасту из всех, кто находился вблизи футбольного поля. Факт дерзкого обращения к нему задел ранимую душу нашего тренера вратарей Владимира Гаврилова.

Надо сказать, что вратарь в футболе – это вообще отдельная категория. Гаврилов же со своим открытым лицом парня с рабочей окраины и вовсе всегда производил на спорщиков правильное впечатление. «Эй, ты!» — тактично обратился он к тренеру «Кристалла». Причем, весомо так сказал: «Ты! Повежливей давай, ладно? Со старшим разговариваешь, между прочим». И заиграл желваками.

Бубня что-то себе под нос, представитель смоленской команды ретировался. Гаврилов неодобрительно посмотрел ему вслед, покачал головой и поинтересовался у кого-то: «Слушай, а кто это вообще такой был?» Ему ответили: «Курбан Бердыев». «А-а-а, Курбан! – протянул Владимир Николаевич, — Вот он, значит, какой. Хммм…»

В том же 2001 году Бердыев оставил «Кристалл» и перебрался в казанский «Рубин», где со временем и прославился. Превратился в звезду российского футбола! Недавно увидел его по телевизору в матче «Зенит» — «Рубин» и вспомнилась та наша первая встреча на Кипре. Ну, положим, меня-то он не заметил. Я в сторонке стоял, наблюдал за разборками взрослых.  А мне история запомнилась.

MARMAZOV.RU

Вам также может понравиться...

комментария 2

  1. Я помню Гаврилова, фактурного вратаря «Шахтёра» начала 80 — х годов прошлого века. Высокий и здоровенный дядька с нехорошим прищуром глаз, с размахом рук как у практикующего боксёра. Лично я бы тоже не стал конфликтовать с этим человеком. Исключительно по причине глубокой интеллигентности. Именно это благородное качество и роднит меня с нынешним тренером «Рубина» Курбаном Бердыевым :0).

Добавить комментарий