Главный (и единственный) дедушка сайта ProstoProSport.ru Руслан Мармазов вспоминает необыкновенных людей – по одному с каждого чемпионата мира.
Личное дело героя
Имя, фамилия: Диего Армандо Марадона
Дата рождения: 30 октября 1960 года
Сборная: Аргентина
Чемпионат мира: 1986 год, Мексика
Подвиги: Душа и ноги команды на ЧМ-86. Плюс «рука бога»
Титулы: Лучший игрок и обладатель «серебряной бутсы» ЧМ-86; Лучший игрок мира 1986 года по версии «WorldSoccer»; Лучший спортсмен 1986 года по версии «L’Equipe»
Когда Фолкленды были Мальвинами
Каким же чистым, неиспорченным, идеалистичным советским старшеклассником был ваш автор в 1986 году. У меня просто в голове не укладывалось тогда, как мог Марадона забить гол рукой. Причем, мало того, что не сознаться в этом, так еще и искренне радоваться своему бесчестному поступку. Ведь это нехорошо, дурно, моветонно и жуть как далеко от спортивных и джентльменских принципов.
Да, Марадона футбольный гений. Но именно поэтому, как мне в ту пору казалось, он не имеет права жульничать. Тем паче, что его сомнительный поступок стал важной ступенькой лестницы, которая, в конце концов, привела сборную Аргентины ко второму в ее истории чемпионству. Очень красиво, ничего не скажешь!
Ничто не убеждало меня в обратном. Ни быстро и ловко выдуманная «рука бога», ни соловьиные трели комментаторов, конечно-де, первый гол англичанам был бесчестным, но второй-то, шедевральным, Марадона себя полностью реабилитировал…
Понадобилось, чтобы прошло много лет, я помудрел и перестал бескомпромиссно делить все на черное и белое, а главное, чтобы на экраны вышел фильм Эмира Кустурицы о величайшем аргентинском футболисте.
Там Марадона все объяснил. Я его понял и убрал из души неприятную тень, которая падала на образ этого уникального футбольного человека.
Знаменитая четвертьфинальная встреча Аргентины и Англия проходила всего через несколько лет после того, как британцы бесцеремонно отжали у латиноамериканцев острова: Мальвинские в аргентинской версии и Фолкленды – в английской. Марадона испытал особый кайф от того, что не просто унизил позорного врага, но поступил с ним так же некрасиво, как то позволял себе официальный Лондон в глобальных масштабах. «Это было, как вытащить кошелек у англичанина», — исповедовался Диего перед Кустурицей и всеми нами.
И, кстати, вторым мячом капитан сборной Аргентины наглядно показал, что «шпекать» сборную Англии он может в любом формате. Хоть как босяк, хоть как гений. Или даже «бог». После ЧМ-86 завелся, думаю, вы знаете, шуточный культ Марадоны, его собственная церковь. Причем, юмор в этом движении присутствует лишь частично.
Трудно быть богом
Но, понятно, что главным героем Чемпионата мира в Мексике Марадона стал не только и не столько по итогам незабываемых приключений в знаменитом матче против англичан. Это был его турнир, что Марадона и сам ощущал и, в присущей ему раскованной манере, публично декларировал и делился собственной уверенностью с партнерами по команде. Сборная Аргентины в ту пору была могучей, звезды ей благоволили, так еще к этому всем апофеоза своей формы достиг лидер. Причем, формальное и неформальное лидерство уместились в одном небольшом Диего.
Став капитаном национальной команды, он всеми своими действиями демонстрировал, насколько важна для него повязка. Марадона жестко гасил любые очаги дискомфорта в коллективе, например, показал себя матерым бойцом в конфликте с Даниэлем Пасареллой. А это вам не жук начхал на скатерть. Пасарелла – прежний капитан, единственный в той команде года чемпион мира 1978 года, собственно, просто первый аргентинец, взявший в руки главный приз планетарного футбола. И его Марадона загнал под плинтус, показав, кто теперь вожак в стае, и восстановил необходимую психологическую атмосферу в сборной.
Или вот другая сторона этого же процесса. Марадона перед сном обходил всех игроков, чтобы пожелать им спокойной ночи. Считал, что капитану правильно поступать именно так. Трогательный момент, не очень, если честно, вяжущийся с образом хулигана и задиры. Но результат-то налицо, на табло, во всех футбольных справочниках. Значит, Диего Армандо все сделал правильно. А 5 мячей, которые он забил на мексиканском мундиале – это важное, но только дополнение к его гигантской командообразующей роли.
После триумфа на Чемпионате мира Марадона прожил огромную и невероятно яркую жизнь футболиста. Там было все, причем, и слишком даже много: победы и трофеи, слава и деньги, наркотики и женщины, лишний вес и внебрачные дети, грехи и раскаяния. Марадона навсегда остался в футболе. Великим тренером не стал, что даже к лучшему. Зачем?
Когда его приглашают руководить какой-нибудь командой, зазывают ведь к себе не технического специалиста или, скажем, стратега, а имя. В лучах славы которого погреться хочется каждому, некоторые за это готовы даже и серьезные деньги заплатить.
Если бы у аргентинцев были трудовые книжки, в этом случае в графе профессия можно было написать просто: «Марадона, футбольный бог широкого профиля».
MARMAZOV.RU
Материал опубликован ПростоПроСпорт 21 апреля 2018 года