В Гнесинке собрали казачье золото и раздали его народу

Золотая коллекция музыкального фольклора казаков России

Попалась в руки книга, как оказалось, невероятно ценная. Увесистый такой, шикарно изданный том, без малого 700 страниц: «Золотая коллекция музыкального фольклора казаков России».

А ведь составители ничуть не погрешили против истины, поставив в название словосочетание «золотая коллекция». И не маркетинговый ход это. Тут как раз случай, который, скажем, у швейцарских часовщиков называется «ограниченный выпуск».

Более 230 тщательно собранных по всем казачьим землям самобытных песен. И не просто сырцом поданные, а бережно разобранные специалистами, приведенные в надлежащий вид, понятные современному человеку тексты. Ноты к композициям приставлены. Исторические справки и квалифицированные комментарии, где того требует ситуация. Плюс изюминка проекта – обширное звуковое приложение, куда можно отправиться через QR-код, размещенный в конце книги.

Получился крутой замес из подлинной казачьей старины, высокопрофессионального, вдумчивого подхода к содержанию и современных технологий.

Книга является одним из воплощений в жизнь федерального проекта «Поддержка творческих проектов в сфере казачьей культуры». На титульном листе обозначены Министерство культуры России, Российская академия музыки им. Гнесиных и Благотворительный фонд имени Фридриха Липса.

В знаменитую Гнесинку и лежал мой путь. Там можно было узнать подробности появления на свет этого замечательного во всех отношениях сборника.

Источник богатства

Проводником в мир «Золотой коллекции музыкального фольклора казаков России», а заодно и по коридорам знаменитой музыкальной академии, где без помощи местных обитателей сторонний человек и заблудиться может, вызвался Александр Гатауллин. Он – начальник отдела по работе с целевыми программами РАМ им. Гнесиных, президент фонда им. Фридриха Липса, кандидат искусствоведения и прочая, прочая, прочая…

Да и вообще это такой человек-огонь. Где он появляется, там моментально начинается движение, а творческая энергетика просто-таки физически ощущается.

Вошли в его кабинет, где православные иконы соседствуют с искусствоведческими книгами, кофе-машиной и музыкальными инструментами, – Александр Анварович моментально взял в руки баян, который стоит как хороший автомобиль, и для знакомства сыграл пару композиций, очень разных, но одинаково поражающих виртуозностью исполнения.

Тон общению был задан высочайший. Можно было отправляться в закрома Гнесинки.

Музыкальная академия – это целый комплекс объединенных единой миссией строений различных эпох. Мы отправились в дом Шуваловых. Название неслучайное, одним из хозяев этого строения в свое время был московский градоначальник, генерал-майор, граф Павел Шувалов. А теперь тут располагается Музыкально-этнографический центр им. Евгения Гиппиуса.

© Фотоархив НИЦ ТК ГБНТУК КК «Кубанский казачий хор».

Его работники настаивают, и мы им вполне доверяем, что архив центра входит не в пятерку даже, а в четверку самых крупных в России. Два находятся в Санкт-Петербурге и два в Москве.

«Все наши материалы в хранилище, сейчас уже большая их часть оцифрована, – говорит руководитель центра Гиппиуса Инесса Никитина. – Пленки мы не разрешаем проигрывать никому. Только наши звукоинженеры имеют к ним доступ».

Инесса Александровна выразительно указывает на сложенные стопкой на рабочем столе магнитофонные катушки – бобины – из моего детства. На вид катушкам лет по 35–40. Может и больше.

«Пленки ветшают, это очень старый материал. По всем российским регионам собрано гигантское количество записей. Мы постепенно их осваиваем, материалы исследуем», – поясняет Никитина.

Группа песенников и песенниц хут. Насонтова ст. Екатерининской Области Войска Донского (ныне — ст. Краснодонецкая Белокалитвенского р-на Ростовской обл.). Начало XX века.

Музыкальные этнографы уже многие десятилетия выезжают в экспедиции в разные уголки России, чтобы успеть собрать бесценные материалы, пока старинные песни еще поются и передаются из уст в уста, пока живы их исполнители. Речь, понятно, не только о казачьем творчестве, а о фольклоре вообще.

Я-то, когда изучал книгу «Золотая коллекция музыкального фольклора казаков России» и добрался до звукового приложения, был впечатлен сопроводительными словами исследователей к песням. Слушателям в будущее сообщалось, что запись сделана в станице такой-то, скажем, в 1988 году. Полное ощущение, что получаешь посылку из прошлого тысячелетия.

«Есть записи 50-летней давности, – говорит Инесса Никитина. – Разумеется, это не концертное звучание, качество бывает довольно низкое. Но это исторические, уникальные материалы».

Над аудиоприложением к книге изрядно потрудился инженер РАМ им. Гнесиных Михаил Чилахсаев. Он трепетно, тонко, без потерь довел записи до максимально возможного качества. Только тогда они были обнародованы. 90% материалов в аудиоприложении опубликованы впервые.

Сколько в резерве

Интересуюсь, а много ли еще записей с казачьими песнями, которые не вошли в книгу, хранится в запасниках академии?

В принципе ответ не сложно было предугадать. Много, конечно. И даже очень. В сборник вошла сотая доля процента, а может, и того меньше. Запасы огромны и ждут еще своего часа.

Но тут необходимо сделать важную оговорку. Создавая «Золотую коллекцию музыкального фольклора казаков России», Гнесинка выступила в качестве аккумулятора. В смысле, свои наработки специалисты академии тоже включили в сборник. Но они привлекли и коллекции других профильных учреждений, архивов, маститых собирателей. Обработали материалы, отредактировали, привели к единообразию, снабдили нотами и подборкой уникальных исторических фотографий.

И все это только для того, чтобы познакомить мир с удивительной казачьей песенной культурой. Не всей, разумеется, но важным ее фрагментом.

«Это наша принципиальная позиция. Если решили максимально показать песни казачьих регионов, значит, должны быть представлены разные исследователи – самые крупные специалисты в казачьей музыкальной культуре нашей страны. Никого масштабнее и авторитетнее их не было, и на данный момент нет», – подчеркивает Инесса Никитина.

Сам собой напрашивался вопрос: если пришлось перелопатить и облагородить такой массив материала, то как же было возможно отсортировать – какие песни войдут в собрание, а какие нет?

Реплику Александра Гатауллина, дескать, «нельзя объять баобаб», я принял сходу, слишком уж убедительным был аргумент. Но все-таки, какими критериями руководствовались составители сборника?

Руководитель центра Гиппиуса пояснила, что определяющим стало приглашение к участию в проекте выдающихся специалистов в сфере казачьего фольклора. Каждый из них руководствовался собственными методиками. Кто-то, скажем, старался максимально представить разные жанры, а кто-то скрупулезно разбирал творчество одной станицы. Любой из подходов и приемлем, и ценен.

Что исследователи смогли найти и ярко подать, то специалисты РАМ им. Гнесиных собрали воедино, доверяя научному чутью и высокой репутации своих авторов. К тому же здесь считают, что проект одним томом не ограничится.

А почему бы и не следовать продолжению, если исходного материала огромное количество? Это не говоря о том, что хранилища постоянно пополняются. Начав проводить этнографические экспедиции в 50-е годы ХХ века, центр Гиппиуса и сейчас продолжает эту деятельность.

«Мы до сих пор ездим, – подтверждает Инесса Никитина. — В этом году готовим экспедицию в Ставропольский край».

По ее словам, самые эффективные выезды как раз в казачьи регионы. Именно там бережно хранятся замечательные образцы русского фольклора.

Спрос на казачий фольклор

Понятно, зачем подобные исследования узким специалистам в области этнографических музыкальных традиций. Можно представить интерес к проекту историков. Ведь любая старинная казачья песня – это не только произведение искусства, но и источник ценной информации. Там ведь немало «акынщины» – что вижу, то пою – обстоятельства военных походов, бытовые зарисовки навсегда запечатаны в немудреные, а иногда и сложные композиции. Но надо ли все это широкой публике?

Вообразите, что да. Инесса Никитина поясняет, откуда взялась такая востребованность:

«Сейчас народное творчество снова востребовано. А брать песни неоткуда. К нам обращаются из разных регионов с просьбами дать материал. Чтобы песни были не затертые, а еще лучше – эксклюзивные».

Никитина подчеркнула, что почти все в «Золотой коллекции музыкального фольклора казаков России» – эксклюзив, доступный каждому. Даже тем, кто не знаком с нотной грамотой, приложение с записями песен очень удобно. В каком-то смысле современные технологии сейчас помогают вернуться к естественной форме передачи музыкальной культуры – восприятию на слух. Никитина уверена, что приложение не только для знатоков, оно для всех.

«Именно для этого мы материалы в интернет выложили – чтобы в каждой станице человек мог через телефон скачать и древние записи, и ноты, инструкцию, как петь», – говорит Александр Гатауллин.

Он считает, что готовящийся сейчас к выходу второй том будет еще глубже, еще разнообразней.

«Второй том будет не хуже первого, это точно. Туда войдут уникальные исторические записи, сделанные в Краснодарском крае. Ничего подобного сейчас найти уже нельзя. Да, наверное, и лет 30 назад это уже было невозможно», – считает Инесса Никитина.

Вот и отлично. Будем ждать. Казачьего песенного золота много, на всех хватит.

Руслан Мармазов

Автор выражает признательность за помощь в подготовке материала Святославу Рудневу (Министерство культуры Российской Федерации).

Материал опубликован порталом «Российское казачество» 7 мая 2024 года

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий