Как-то довелось мне слушать лекцию православного богослова диакона Андрея Кураева. Замечательную фразу он тогда сказал, мол, русского человека медом не корми, а дай масонов поругать. В значительной степени, так и есть. Ругают их, запрещают время от времени, а они все равно существуют, делают свои дела — тайные и явные.
Формальный повод вспомнить об этом сейчас дал текущий август. 13 числа сего месяца исполняется 195 лет с момента самого решительного запрета деятельности масонских организаций, а равно и других тайных обществ, в России.
Инициатива принадлежала императору Александру I, а исполнителем был назначен министр внутренних дел Виктор Кочубей. Прелесть в том, что обоим этим историческим персонажам приписывают участие в работе масонских лож. И, очень похоже на то, что это правда.
В юности они вполне могли увлечься тайными ритуалами и эффектной риторикой масонов. Но, разобравшись в глубинной сути явления, объявили всему этому движению войну. Потому как, цели масонства коренным образом расходились с национальными интересами, с устремлениями Российской империи.
Царь Александр Павлович великолепно понимал, к чему могут привести подобного рода организации. Больше того, он ощущал угрозу персонально себе. И, надо заметить, имел на то основания.
Это была отнюдь не первая попытка побороть масонство в России путем запрета. До того бабка Александра I Екатерина II и его отец Павел I нечто подобное предпринимали. Правда, форма тогда была избрана несколько иная. Они устно объявляли свою императорскую волю главам масонских лож. Считали, что этого довольно.
С Екатериной все еще как-то обошлось, а вот Павел, как известно, завершил свою жизнь трагически. Причем, большинство цареубийц были как раз членами масонских обществ.
Александр подошел к вопросу системно. И соответствующий документ подписал, и одобрил комплекс мер… Восстания декабристов 1825 года, правда, это никак не отменило. А уж там масонских элементов было пруд пруди. Но, во всяком случае, империя оказалась готова к подобному выпаду тайных обществ и на этом этапе победила.
Масонство еще глубже ушло в подполье и продолжило свою деятельность. Следующий император Николай I вынужден был продолжить дело брата и снова запретил тайные общества. Причем, как при Александре Павловиче, так и при Николае Павловиче масоны давали подписки, клялись больше не входить в ложи. Врали, разумеется.
Следующий раз масонство легализовалось в 1905 году. Слабину в этом отношение дал Николай II. И что в итоге? В феврале 1917 года самодержавие пало, а чуть ли не все члены Временного правительства оказались, разумеется, масонами.
MARMAZOV.RU
Материал опубликован сайтом «СЖС» 10 августа 2017 года