Мусульманские города Украины были больше Парижа

Донецкие археологи вносят существенные коррективы в отечественную историю.

Отечественную историю всем мы знаем замечательно. В рамках школьной программы, правда, но зато наверняка. Во любом случае, каждому точно известно, что где-то до Х века на нынешней территории Украины было очень уныло. В Дикой Степи изредка сновали кочевники, в нарождающихся городах царили мрак и распущенность, народ нетерпеливо ждал революционных преобразований. Допустим, в области религии. Как только князь Владимир заменил языческие капища христианством — пошел прогресс. Вера в единого Бога куда цивилизованней скопища идолов. А то что Владимира не впечатлили заунывные обряды иудаизма, безалкогольный ислам и он остановился на православии — это, как бы, подготовлено всем ходом истории. Альтернативы не было.

Кстати, все это правильно и вполне логично. Но нам даже представить сложно насколько близко находилась наша история к повороту в совершенно иное, не православное, а мусульманское русло. Знаете, что в VIII-IX веках, когда князя Владимира еще и в проектах не было, на теперешней территории Украины существовали огромные по тем временам мусульманские города? Не знаете! Да и никто до последнего времени не знал. Это археологи нашли их на севере Донецкой области. Теперь, пожалуй, придется переоценивать многие положения курса истории.

Корреспондент «КП» пообщался с Эдуардом Кравченко, старшим научным сотрудником археологической научно-исследовательской группы истфака Донецкого национального университета. Он в последние годы копает городища вблизи Северского Донца и находит там все новые подтверждения массового мусульманского присутствия.

— Речь идет о периоде Хазарского каганата, во владения которого входили наши городища. Вопрос о распространении ислама в этом государстве долго висел в воздухе. Многие исследователи вообще сомневались, что мусульмане играли сколько-нибудь заметную роль в жизни Хазарии. А тут мусульманские могильники да еще и на окраинных территориях!

— То есть, Эдуард Евгеньевич, новое слово в археологии?

— Во всяком случае, аналогов пока не встречалось.

— Как вы определяете, что в захоронении мусульманин, а не кто-то иной?

— Одно из требований ислама — отсутствие в могиле вещей, одежды. На усопшем только саван. Покойник повернут лицом на юг, тело развернуто на бок. Принадлежность к исламу определяется четко, но отсутствие инвентаря затрудняет датировку погребений.

— Но теперь вы смогли установить дату?

— Именно так! Это удалось при раскопках Сидоровского городища (вблизи поселка Сидорово, 5 км от Славяногорска — прим.авт.) Расцвет этого археологического памятника приходится на IХ век. К памятнику прилегает 2 очень крупных мусульманских кладбища — тысячи погребений. Мы уже раскопали 204 захоронения, лишь 3 из них оказались нехарактерными для мусульманского обряда, с вещами.

— Откуда знаете, что там еще тысячи человек покоятся?

— Площадь одного могильника более 6 тысяч кв. метров. На 4 кв. метра приходится в среднем 2 захоронения. Есть и второй могильник, который, явно, не меньше. Так это учтите, где-то еще должны были хоронить язычников и христиан, которые здесь были, но не в таком количестве.

— А те 3 человека, которые с вещами, они кто?

— Ислам не позволяет на мусульманском кладбище хоронить представителей других религий. Но незначительные отклонения — это, в принципе, вполне нормально для раннего ислама. Вера уже укоренилась, но была какая-то часть новообращенных, которые могли допускать языческие элементы.

— У нас уже больше 1000 лет христианства, а народ все норовит покойному в гроб денег сунуть или любимые вещи. Хотя с точки зрения православия — это нелепость. Чего уж хотеть, от публики IX века. Кстати, что за вещи нашли в погребениях?

— В одном случае точило. Во втором сосуд, который датируется IХ-Х веками. Третий вариант самый интересный. За головой ребенка, который лежал четко по мусульманскому обряду, вытянулись в цепочку черная бусинка с желтыми глазками, подвески-амулеты, серебряный бубенчик. Они либо были вплетены в косу, либо прикреплены к шапочке ребенка. Все это сильные средства от сглаза. Для представителя монотеистической религии, сами понимаете, не совсем нормально. Здесь влияние язычества, о котором я уже говорил. Точно такие бусинки с глазками до настоящего момента используются туркменами.

— Вы установили дату лишь по горшку и бусинке?

— Нет, конечно. Мои коллеги, которые скептически относятся к утверждению, что в бассейне Северского Донца в это время могли быть мусульманские городища, уже пробовали приложить меня на научных конференциях по поводу датировки. Я очень люблю оппонентов, они помогают критически смотреть на собственные концепции. Но в данном случае несогласие выглядит так: «Этого не может быть, потому что не может быть никогда». Чистая теория без доказательств! Но мы раскапывали само городище, которое непосредственно прилегает к могильнику. Представьте. Закончился ряд могил, началось поселение.

— Значит, они существовали в одно время?

— Или очень близко по времени. По предметам, найденным в городище можно проводить датировку. Больше скажу, сейчас в Луганской области экспедиция Красильникова раскапывает аналогичные мусульманские захоронения: найдены предметы, в том числе монеты IX века.

— Можно судить о масштабах поселений?

— Городища в среднем течение Северского Донца, а таковых сохранилось 8, очень значительны по размерам. Сидоровское городище просто громадно для того времени — не менее 120 гектаров. В то время Париж и Лондон были гораздо скромнее по размерам. Мы вскрыли порядка 1 тысячи кв. метров, застройка довольно густая. Несомненно, это был крупный центр, контролирующий территорию на многие километры вокруг. В самом Хазарском каганате таких городов было не так много.

— С какого по какое время просуществовало Сидоровское городище?

— Судя по всему, оно появилось в середине VIII века. Об этом свидетельствуют некоторые находки, монеты в частности. О расцвете я говорил — IХ век. И в середине Х века населенный пункт разгромили.

— Это из чего следует?

— Например, в 2001 году было обнаружено погребение: человек лежал прямо в культурном слое, на спине, руки раскинуты. Из инвентаря — одна серьга, которая торчала в левом ухе, то есть, это был мужчина. Серьга в какой-то степени датируется. Такие носились в печенежское время, где-то Х век и есть. Рядом находилась постройка, хозяйственные ямы. О чем говорит?

— Похоронили посреди улицы!

— Примерно так. Если покойного зарыли на глубине 20-30 см, жить рядом было невозможно. Значит, его погребли, когда жить здесь больше не собирались. Вторую важную находку дал прошлый год. В постройке со следами пожара находился скелет. Человека прислонили затылком к столбу и так оставили. В мусульманских канонах есть положение — если надо похоронить покойника, а такой возможности нет, его надо оставляют в каком-нибудь строение. После разгрома селения, пришли люди, похоронили своих убитых на скорую руку и покинули это место, чтобы больше не возвращаться.

— Кто это их так?

— Святослав, Владимир или кто-то еще. Этого пока не определить.

— Вы раскопали несколько сот мусульманских могил, куда кости деваете?

— Часть захоронили на том же месте, а часть передали в музей Славяногорского историко-архитектурного заповедника. С ними еще предстоит потрудится антропологам. Эти исследования могут дать очень интересную информацию.

— Окажется еще, что они не только мусульмане, а еще и негры!

— Нет, неграми они не будут. Почему-то кажется, что они мало чем отличались от нас.

Руслан Мармазов

Ликбез

  • Хазарский каганат — государство в середине VII — конце X вв. Столица Семендер, с начала VIII в. — Итиль. В начале VIII в. Территория каганат включала в себя Северный Кавказ, Приазовье, большую часть Крыма, степные и лесостепные территории до Днепра. Верующие: иудеи, мусульмане, христиане. В 964-965 разгромлен князем Святославом Игоревичем.
  • Монотеизм — система религиозных верований, основанная на представлении о едином Боге. В богословской литературе к монотеистическим религиям относят иудаизм, христианство и ислам.
  • Городище — остатки древнего укрепленного поселения или города.

В тему

Откуда они взялись?

Донецкие археологи считают, что на нашу территорию мусульмане попали из Средней Азии. Явственно ощущается влияние Хорезма. Что характерно, мусульмане накатывали на территорию нынешней Украины двумя волнами – первый раз в IX-X веках, второй – во времена Золотой Орды, XIII-XIV веках. Именно к этим периодам относятся археологические находки с «азиатским акцентом». Допустим, тандыры (азиатские печи) в Луганской области или крышки с пестовидной ручкой в том же Сидоровского городища. Еще встречены санузлы явно хорезмского происхождения – большие сосуды с выбитым дном, вкопанные в землю.

Первая восточная волна связана с расширением торговых связей. Ислам несли не воины, как это было до этого момента, а купцы. Для них восточноевропейские степи были стратегические важны. Куда ушли отсюда мусульмане в Х веке, это очень непростой вопрос. Видимо, часть смешалась со славянским населением и со временем христианизировалась. Когда в IX веке через степи двигались венгры, в Карпатский бассейн вместе с ними попали группы мусульман.

Видимо, они их прихватили по дороге. Не очень ясно где, но могли и на территории Северского Донца. Основная же масса местных мусульман, скорее всего, ушла в Волжскую Булгарию, население которой было им близко по этническому составу и вере. Вернулись мусульмане на восток современной Украины уже в золотоордынские времена.

Кстати

Хазарский каганат был по-своему уникальным государственным формированием. Правящая верхушка во главе с каганом исповедовали иудаизм. А население представляло собой пеструю смесь из язычников, христиан и мусульман. Невольно подумаешь: «Какая удивительная веротерпимость!» А просто деваться было некуда! От мирного сосуществования зависело благополучие государства. У кагана (хазарского царя) из 12 тысяч человек гвардии 7 тысяч были мусульмане. И все же, иногда случалась и религиозная напряженность. Источники свидетельствуют о таком случае – в Х веке в Хазарии мусульмане разрушили синагогу, а иудеи снесли минарет и мечеть и казнили муэдзинов. Каган на это сказал, что снес бы все мечети, если бы был уверен, что в странах ислама в ответ на это не разнесут все синагоги.

Материал опубликован газетой «Комсомольская правда» в марте 2004 года

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий