Десятка казаков отечественного экрана

Лановой

Если режиссер сообщает или только намекает зрителям, что его герой – казак, делает он это всегда умышленно. Так завоевывается внимание аудитории, возникает кинематографическая интрига.

Казак – это ведь не просто человек в кубанке или папахе. Казак – это тот, от кого зритель вправе ждать сильных поступков. И в своих ожиданиях публика никогда не обманывается.

В отечественном кино казаков хватает, причем самых разных. Это всегда яркие личности. Портал «Российское казачество» предлагает вам свою версию топ-10 незаурядных казаков нашего экрана.

Лановой

1. Офицер Иван Варавва (Василий Лановой)
«Офицеры», киностудия им. Горького, 1971 год

Красной нитью через весь фильм проходит мысль: «Есть такая профессия – Родину защищать». Эта фраза уже давно стала девизом российских офицеров.

Если об одном из главных героев Алексее Трофимове (Георгий Юматов) авторам пришлось давать вводную информацию, мол, он из рабочих, отлично стреляет из пулемета, за что награжден «красными революционными шароварами», то Ивану Варавве достаточно было просто влететь в кадр, чтобы его предыдущая биография в общих чертах стала очевидна.

Это казак. Стильно заломленная кубанка, вьющаяся из-под нее шевелюра, необузданная энергия, храбрость на грани безрассудства, уверенная посадка на коне. Конечно, казак!

Правда, акцент на этом в фильме не делается. Разве что фельдшер (Евгений Весник), которого на полустанке Варавва заталкивает на ходу в армейский эшелон, чтобы рожающая жена друга получила квалифицированную медицинскую помощь, отпускает фразу: «Раньше графика, милый казачок, вот только такие поезда приходят».

Но этого даже можно было и не говорить. Все действия Вараввы на экране – это поступки казака, безостановочное служение Родине и боевым товарищам. Герой Василия Ланового стал символом российского офицера.

Далеко не всем кинематографическим персонажам ставят памятники. А главные действующие лица ленты «Офицеры» запечатлены в монументе на Фрунзенской набережной в Москве. В центре композиции – казак Варавва в кителе генерал-полковника и с полной грудью орденов.

Глебов

2. Казак Григорий Мелехов (Петр Глебов)
«Тихий Дон», киностудия им. Горького, 1957-1958 года

«Другого казака я здесь не вижу!» – так сказал о пробах Петра Глебова на роль в фильме «Тихий Дон» автор литературной основы этой киноленты Михаил Шолохов.

Здесь вышло стопроцентное попадание в образ. Во многом благодаря этому обстоятельству трехсерийная сага о донском казачестве стала одним из самых любимых фильмов в СССР. А Григорий Мелехов, бесстрашный воин и страстный человек с угловатой биографией, превратился в хрестоматийный образ казака.

Известна показательная реакция генсека Леонида Брежнева на актерскую игру Глебова в «Тихом Доне». Получилось, что руководитель страны не видел фильм раньше и посмотрел его только в 1981 году. Брежнев был потрясен и даже всплакнул. Исполнитель роли казака Мелехова тут же стал Народным артистом СССР и кавалером ордена Ленина. Немаловажным оказался и тот факт, что Глебов защищал Москву во время Великой Отечественной войны. Фронтовик Брежнев оценил и этот момент.

Петр Глебов с удовольствием эксплуатировал свой актерский успех в «Тихом Доне», тем более что этому способствовало желание зрителей огромной страны. Его постоянно приглашали украсить местные праздники в различных регионах. Скажем, Глебов приезжал в Донецк на День шахтера, надевал казачью форму, въезжал на коне на переполненный по случаю торжества стадион, срывал овацию.

Одно только это его появление было самодостаточным шоу – изюминкой праздника. Ведь трибуны видели не актера Глебова, а настоящего казака Гришку Мелехова и были счастливы.

Лукьянов

3. Председатель колхоза Гордей Ворон (Сергей Лукьянов)
«Кубанские казаки», «Мосфильм», 1949 год

После Победы не прошло еще и пяти лет. Страна жила трудно, голодно, с карточками на продукты и кровоточащими ранами войны в душе. Фильм «Кубанские казаки» должен был стать не просто развлечением, тоже, впрочем, важным, но в первую очередь идеологической инъекцией.

Кинолента показывала сочную, обильную, сытую жизнь. Колхозная ярмарка на Кубани была завалена продуктами, на которые массово снижались цены. Казачий уклад жизни того времени демонстрировался с уважением, если не с восхищением.

Посмотревшие фильм зрители получали солидную порцию оптимизма, веру, что скоро и все заживут так, как кубанские казаки. А из проблем останутся только романтические переживания.

Во многом успех картины предопределялся образом главного героя. Председатель колхоза «Красный партизан» Гордей Ворон – крутой мужик. Орден Ленина, два ордена Боевого Красного знамени, орден Отечественной Войны на его груди говорят, что на фронте казак бился отчаянно, не щадил ни себя, ни врага.

Можно допустить, что орден Ленина у него за трудовые свершения, но все остальные зарабатывались только в бою. Так, кстати, даже лучше выглядит со сценарной точки зрения. Такова казачья судьба – быть героем и в смертельной схватке с врагом, и в битве за урожай.

Гордей Ворон – перфекционист послевоенной поры. Он всегда и во всем хочет побеждать, быть первым. Руководитель такого уровня – это тот же атаман, только применительно к своей эпохе. Иначе ему жить нельзя – немыслимо.

«Каким ты был, таким остался,
Орел степной, казак лихо…
Зачем, зачем ты снова повстречался,
Зачем нарушил мой покой?»

Знаменитая песня, которую многие ошибочно считают народной, хотя у нее есть авторы и написана она специально для фильма «Кубанские казаки». Так главная героиня картины Галина Пересветова (Марина Ладынина) обращается к Ворону. Любит она его беззаветно. Так а он этого достоин. Настоящий казак потому что.

Ступка

4. Полковник Тарас Бульба (Богдан Ступка)
«Тарас Бульба», «Централ Партнершип», 2009 год

Тарас Бульба – не просто один из образов русской литературы. Это культурно-нравственное явление, а для казаков еще и квинтэссенция принципов казачьей жизни.

Бульба – уманский полковник, ставший идеалом, чаще всего недосягаемым, но к которому стоит стремиться, для многих патриотов. И не только казаков, разумеется.

Сыграть такую личность в кино – та еще задача. Исполнитель должен соответствовать масштабам своего персонажа. Режиссер Владимир Бортко выбрал для этого Народного артиста СССР Богдана Ступку и не прогадал. Актер не сыграл даже, а прожил на экране жизнь старого казака, со всеми его страданиями и подвигами.

Кинематографический вариант несколько отличается от повести Николая Гоголя, но лишь в деталях. В главном же расхождений нет: Господь дал казаку жизнь, чтобы тот защищал русскую землю от врагов, и не может быть сомнений, где добро, а где зло в этой многовековой битве. Если придется умереть за Родину, следует сделать это достойно.

«Пусть же знают они все, что такое значит в Русской земле товарищество. Уже если на то пошло, чтобы умирать, так никому ж из них не доведется так умирать! Никому, никому! Не хватит у них на то мышиной натуры их!» – так Тарас Бульба мотивировал перед боем своих соратников.

В 2014 году фильм был запрещен для показа на Украине.

Степанов

5. Атаман Ермак (Виктор Степанов)
«Ермак», «Мосфильм», 1986–1996 годы

Российское казачество в современном благородном его понимании выкристаллизовалось из приграничных, прямо скажем, специфических сообществ, где лихости и пассионарности было не меньше, чем беззакония. Но когда у государства накопилось достаточно мудрости, силы и экономических рычагов, казаки превратились в оплот державы и Веры Православной, в их защитников и собирателей земель.

Одна из частей этого непростого, длительного, многовекторного процесса популярно преподнесена в пятисерийном фильме «Ермак». Атамана экспедиционного казачьего корпуса, который присоединил к России гигантскую Сибирь, а значит, и обильные природные ресурсы, обеспечивающие и по сей день могущество нашей страны, сыграл Виктор Степанов.

Забавно, но в начале растянувшегося на десятилетие проекта рассматривался вариант исполнение роли казачьего вожака американским актером австрийского происхождения Арнольдом Шварценеггером. В ту пору он был баснословно популярен.

Договориться не получилось, что и к лучшему. Ведь легко могла выйти пародия на Ермака. А он – наш национальный герой.

Ермак Виктора Степанова получился мощным, жестким, способным на сильные чувства. Во всяком случае, тема трудной любви в фильме одна из ярких. А еще атаман был справедливым и обладал острым политическим чутьем. Такие самородки не часто появляются на свет, но в отечественной истории встречаются.

Рычков

6. Хорунжий Попов XIII (Юрий Рычков)
«Эскадрон гусар летучих», киностудия им. Горького, 1980 год

Командир полусотни донских казаков хорунжий Попов XIII («тринадцатый сын своих родителей»), которого в этом фильме Михаил Кутузов (Евгений Лебедев) отправил в помощь гусару, партизану и поэту Денису Давыдову (Андрей Ростоцкий), очень любил мир. Потому сражался с бешеной энергией. А еще мечтал пленить Наполеона.

Его логика была простой. Если изловить Наполеона, как говорил Попов, «Буонопартия», и отвезти того в Санкт-Петербург царю-батюшке, все – войне конец.

Он даже и поймал вражеского главнокомандующего, но это оказался лишь двойник корсиканского выскочки. «Скажите этому сумасшедшему, что я не император», – молил похожий на Наполеона человек на французском, которого казак не понимал. «Сегодня вы – император», – отвечал Денис Давыдов и салютовал пленнику. Он просто не мог вот так запросто взять и расстроить своего боевого товарища, который сто раз под смертью ходил, чтобы добиться поставленной им самим перед собой цели.

Хорунжий Попов – обаятельный добряк, которому под шашку, впрочем, лучше не попадать. Война для него – естественная среда обитания, но больше всего он любит мир.

Копелян

7. Поселковый атаман Елисей Каргин (Ефим Копелян)
«Даурия», «Ленфильм», 1971 год

Действие фильма происходит на территории Забайкальского казачьего войска в переломные времена. Первая Мировая, Гражданская войны, вызванные ими социальные катаклизмы стали фоном, на котором разворачиваются пестрые человеческие судьбы.

Интересных казачьих образов в этой двухсерийной киноленте множество, но сыгранный Ефимом Копеляном поселковый атаман Елисей Каргин выделяется даже в таком роскошном созвездии действующих лиц и исполнителей.

Ладно сидящая форма, четыре Георгиевских креста, погоны старшего урядника – таким предстает атаман Каргин перед зрителями. Но главное, конечно, не внешний вид, хотя в казачьих реалиях и он немаловажен. В этом человеке чувствуется стержень. Атаман принимает решения, он в ответе за всех и за все.

Елисей Каргин – не главный герой фильма. И, как мы видим, он и не офицер даже. Но Каргин – старший на этом глухом клочке сибирской земли. Громадная роль атамана любого уровня в казачьем обществе – это и показывал образ, созданный Копеляном. Это, понятно, если скрупулезно и вдумчиво подходить к разбору фильма.

А чисто по-зрительски: перед нами простой, но очень сильный человек с драматической, даже трагической судьбой.

Пореченков

8. Иван Поддубный (Михаил Пореченков)
«Поддубный», «Централ Партнершип», 2014 год

Фильм вышел на экраны в самом начале украинского кризиса и тут же был запрещен киевским режимом на контролируемой им территории. Лучшей рекламы этому произведению искусства и желать нельзя было. Его посмотрели даже те, кто и не собирался.
Интересно же было узнать: а за что такие санкции? По чести сказать, ответ найти не так и просто. Фильм как фильм. Правда, о выдающемся русском богатыре, чемпионе чемпионов, легендарном борце Иване Поддубном.

Возможно, в этом и кроется причина. Атлет-то русский, а на свет появился в Золотоношском уезде Полтавской губернии Российской империи. Род свой вел от запорожских казаков. Для современной Украины факт, что запорожский казак может быть русской легендой, – дивный повод впасть в истерику. Впрочем, это их проблема.

Создатели фильма в некоторых эпизодах показывают Ивана Поддубного в форме кубанского казака. Это не выдумка, есть документы, подтверждающие, что в черкеске с газырями борец появлялся на публике неоднократно. Был в этом и некий, как бы мы сказали сейчас, маркетинговый ход.

Поддубный являлся звездой спорта не всероссийского даже, а мирового уровня. А «казак» – это международный бренд, слово, не требующее перевода. Для самой широкой аудитории это понятие неразрывно связано с феноменальной силой, ловкостью, напором. Все как у Поддубного.

Шкурат

9. Казак Потапов (Степан Шкурат)
«Чапаев», «Ленфильм», 1934 год

Для многих поколений наших соотечественников, в первую очередь, разумеется, мужского пола фильм «Чапаев» был культовым. До определенных времен невозможно было найти жителя нашей страны, который бы его не видел.

В одном из современных уже сериалов офицер СМЕРШ делился с сослуживцами методикой выявления иностранных шпионов. Он рассыпал перед подозреваемым картошку и спрашивал: «Где должен быть командир?» Любой наш человек чисто автоматически отвечал: «Впереди, на лихом коне!» А чужак впадал в ступор. «Потому что, он с нами в кинотеатре не сидел, и “Чапаева” не видел», – резюмировал СМЕРШевец.

Лента была разобрана народом на цитаты и афоризмы, не знать которые было решительно невозможно.

— «Александр Македонский тоже был великий полководец, а зачем же табуретки ломать?»
— «Ты приходи ко мне в полночь-заполночь. Я чай пью – садись чай пить, я обедаю – пожалуйста, кушай. Вот я какой командир».
— «На войне и поросенок – божий дар».
— «Белые пришли – грабють, красные пришли – тоже грабють. Ну куды крестьянину податься?»
— «Брат Митька помирает, ухи просит».

Последняя фраза напрямую относится к нашей теме. Урядник и Георгиевский кавалер Потапов – один из самых узнаваемых казаков нашего кино. За исполнение этой эпизодической роли, кстати сказать, Степан Шкурат был удостоен звания Заслуженного артиста РСФСР.

Сегодня уже стоит пояснять, при чем тут Митька. Это брат Потапова, которого запороли до полусмерти по приказу полковника, у которого наш казак служит денщиком. Урядник пошел наловить рыбы на уху умирающему брату, но попадает в плен к чапаевскому ординарцу Петьке (Леонид Кмит). Красноармеец пожалел и отпустил пленного к умирающему. Брат Митька преставился, а казак Потапов пришел сдаваться в дивизию Чапаева (Борис Бабочкин). Понимал, что Петьку за его доброту по головке не погладят.

Считаные секунды на экране – но показана целая судьба, умение сделать жесточайший выбор и несомненное внутреннее благородство.

Майков

10. Пластун Серба (Павел Майков)
«Неслужебное задание», «Синебридж» и «Акцент-продакшн», 2004 год

Был бы это один из многочисленных фильмов о Великой Отечественной войне, если бы не персона главного героя. Андрей Серба – кубанский казак, пластун. Более того, он ходит в казачьей форме, несколько смущая впервые увидевших его красноармейцев.

В свое время пластуны появились в Кубанском казачьем войске как пешая его составляющая. Не каждый казак имел возможность приобрести коня, приходилось воевать в пешем строю. Пластуны специализировались на разведке, снискав на этом поприще славу непревзойденных мастеров своего дела.

В ходе Великой Отечественной войны советское правительство пересматривало свое отношение ко многим явлениям дореволюционной жизни. Скажем, были открыты закрытые ранее православные храмы. А на фронте появились казачьи подразделения, в том числе 9-я пластунская стрелковая дивизия. Бойцы таких воинских частей, чаще всего кубанцы, носили казачью форму.

Действие фильма «Неслужебное задание» разворачивается в 1944 году на территории Чехословакии. Для выполнения особой миссии требовался военный специалист высочайшего класса. Им и стал казак Серба.

Он смел, ловок, смекалист, наблюдателен, великолепно владеет оружием, да и без него в обиду никому себя не дает. Словом, обычный казак. Типичный даже. Стоит ли говорить, что задание командования было выполнено. Правда, из всей группы в живых остался один Серба.

Руслан Мармазов

Материал опубликован порталом «Российское казачество» 5 апреля 2024 года

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий