Или чекист, или бандит

Леонид Пархоменко

Печальную нашел закономерность. Очень нередко, изучая актерские судьбы, по публикациям, разумеется, воспоминаниям современников, биографиям и фильмографиям, натыкаешься на один и тот же жизненный сценарий. Дарование из провинции – престижный артистический вуз – ранняя слава – баловень, кутила и женский угодник – нет ролей – забвение – досрочная смерть от алкоголизма – могила на московском кладбище.

Безутешные кинокритики картинно заламывают руки, мол, такой талант, а полностью и не раскрылся. Есть, конечно, вариации. Типа начал пить и остался вне игры или перестали звать в кино и запил. Суть, в принципе, от этого слабо меняется, тем более поди разберись, какова она, причинно-следственная связь.

Дорогой наш Леонид Ильич…

Классический пример подобной биографии явил миру наш земляк из Краматорска Леонид Пархоменко. Родился он 14 июня 1930 года, а почил в Бозе аккурат под старый Новый год, 13 января 1975. Покоится на московском Хованском кладбище.

Меньше 45 лет прожил, но, надо сказать, оставил после себя несколько десятков ролей, в том числе пару-тройку громких. Что дает повод говорить о нем не только с горькой досадой (не освоил-де полностью отпущенный ему талант), но и с восхищением.

Учился Леонид Ильич… Да-да, такое интересное сочетание имени и отчества у нашего героя. Кстати, иногда он в титрах фигурировал как Алексей. Так вот, учился он во ВГИКе, в этой не кузнице даже, а комбинате по оттачиванию отечественных артистических талантов. Дебютировал в кино в крохотной роли чекиста в драматической картине еще одного нашего земляка, уроженца Мариуполя, Леонида Лукова «Об этом нельзя забыть».

Среди работ Лукова, надо сказать, это далеко не самый заметный фильм. Но для Пархоменко – важнейший. Тропинка на экран была протоптана. В принципе, и то, что он сыграл работника госбезопаности, тоже оказалось знаком. Хорошая доля ролей Пархоменко пришлась на чекистов и бандитов. Режиссеры с удовольствием эксплуатировали его образ видного и несколько брутального мужика. К чему располагал и типаж, и рост под метр девяносто.

Хождение без муки

Две роли из послужного списка Леонида Пархоменко не то чтобы стоят особняком, они возвышаются, как две березки среди пней. И в обоих случаях драматические способности краматорского парня были замечены и умело препарированы большими мастерами.

В 1958 году имел успех фильм режиссера Ивана Пырьева «Идиот» с несравненным Юрием Яковлевым в роли князя Мышкина. Пархоменко же виртуозно преподнес зрителям образ шалого купчины Парфена Рогожина. Как по мне, эта роль дает актеру ничуть не меньший простор, чем князь Мышкин. Что за страсть, что за бушующие эмоции – просто какая-то грань буйного помешательства, причем иногда она уже и перейдена!

В хороводах вокруг Настасьи Филипповны Леонид Пархоменко был просто неотразим. Почитатели Достоевского оценил по достоинству эту роль. Короче говоря, вот она, слава!

Тем паче что, считай, в это же время Григорий Рошаль позвал Пархоменко на роль Алексея Красильникова в свою трилогию «Хождение по мукам». И там краматорчанин был силен. А заметим, в этом фильме Рошаль смог собрать настоящее созвездие актеров: Евгений Матвеев, Михаил Казаков, Борис Андреев, Нонна Мордюкова и другие большие мастера. Но нас с вами больше других интересуют три участника постановки.

Кроме Леонида Пархоменко, в киноленте играли Майя Булгакова и Николай Гриценко. Первая исполняла роль Агриппины, а второй – Рощина. Что такого примечательного в этой актерской троице? Так земляки же!

Майя Булгакова, правда, родом из Киевской области, но многие годы прожила в Краматорске. Мне даже доводилось видеть информацию, что она якобы училась в одном классе с Пархоменко. Не знаю, не берусь судить. Леонид был на два года старше Майи. То есть, чтобы они оказались в одном классе, что-то экстраординарное должно было произойти. В общем, на эту тему пусть спорят матерые краеведы, а не такие любители-дилетанты, как я.

Что касается Гриценко, актера с невероятным отрицательным обаянием, так он родом из Ясиноватой, учился в Макеевке… Надо же, в таком значительном и некогда популярном фильме встретились три ярких человека из наших краев.

Трактирщик и неуловимые

Остальные роли Леонида Пархоменко в кино, часто эпизодические, демонстрировали публике визуальные его возможности, фактурные. То есть, как было говорено выше, он играл все больше мужественных типажей, плохих или хороших. Бойцов невидимого фронта и уголовников. Правда, случались и казаки.

Ему перепала роль бандита Фролова в знаменитом «Ко мне, Мухтар!» с Юрием Никулиным (1964 год). И наверняка все видели героя нашего нынешнего повествования за барной стойкой. Точнее, за трактирной.

В «Неуловимых мстителях» Пахоменко перевоплотился в корчмаря, бандитского такого формата. Его тельняшка и физиономия запомнились. Вот ведь какая ситуация… Трактирщик в фильме уместно потаскан, с испитым лицом. Но! Пархоменко было всего-то 36 лет, меньше даже, фильм вышел на экраны в 1966-м. Неаккуратно он собой пользовался.

MARMAZOV.RU

Материал опубликован газетой «Донецкое время» 8 февраля 2017 года

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий