Русский как бабайка, или Страшные сказки про нас

Донецкая журналистка с позывным Дитя Невзгод (она же Nata Potyomkin) давно и уверено обитает за кордоном. Пишет, публикуется… В смысле, пишет всегда, а публикуется не всякий раз. Например, в этом материале издательство, куда она текст принесла, узрело «этническую дискриминацию». Хм… Вот уж не знаю, не до такой степени тонко я в этой теме разбираюсь. А вот читать было интересно. Во всяком случае, сделал это с удовольствием, чего и всем желаю.


Если ввести в гугл выражение «Мифы американцев о русских» — вылезет миллион источников, которые уже про это писали. Однако это, в основном, мифы про тех русских, которые далеко, в России. Эти мифы никак не проверишь издалека. Про русских в далекой России пишут, что и холодно у них запредельно, и каждый первый — алкоголик, и про нефть, на игле которой все они сидят, и про ракеты, и про стремление к мировому господству (я ошибаюсь, или последнее некогда говорили о евреях?).

Попадались разные смешные мифы: в России все за Путина, в России никто не может выйти на демонстрацию, в России бесплатный газ, в России пиво считается безалкогольным напитком (я даже знаю, у кого они это подсмотрели: если в американском ресторане есть пиво и это из алкогольных напитков – всё, значит, у ресторана нет лицензии на алкоголь). Также американцы почему-то считают, что в России везде можно курить (они не были в аэропорту Домодедово!), и также там смертность превышает рождаемость (так было в середине 90х, сейчас ситуация несколько другая).

Так или иначе, все это мифы не просто о русских, — о русских русских.

Русских с Брайтона американцы видят значительно чаще и знают о них больше, что, по идее должно способствовать отсутствию мифов. Однако — нет, кое-что все же фантазируют.
Что интересно: ни разу я не слышала, чтобы в качестве мифа о русском фигурировала какая-то позитивная информация. Например, про русских ни разу не говорили как про лучших любовников. Эта позиция уже прочно занята латиноамериканцами. О них ни разу не говорили, как о лучших работниках – хотя пахать наш человек любит и умеет. Не все. Но кое-кто умеет (и здесь меня возмущенно поправляют: русские программисты и технические работники – это высший класс! — авт.)

Часть мифов осталась от Холодной войны, и именно поэтому там могут быть только страшилки. Часть почерпнута из отрывочных наблюдений.

Это не опасно, даже местами смешно. Пока не задумываешься о том, что миф – суть стойкая система представлений о вселенной, влияющая на поведение.

Русские пьют более, чем кто-либо в мире

Не так давно мне посчастливилось присутствовать на языковом обмене – носители языков помогали друг другу изучать их. Большой спрос был на китайский и корейский языки, делиться были готовы в основном английским и испанским. Тусовка проходила в одном из баров на Юнион Сквер. Еды в баре не было. Чаю не было. Кофе не было. Только выпивка. Мои коллеги по тусовке пили много пива. Стоял декабрь. Я не очень понимаю, как пить пиво в декабре в Нью-Йорке, когда тебя перманентно трясет от холода и сырости. Поэтому я заказала виски и сок. На меня тут же обернулось полбара носителей разных языков и кто-то понимающе сказал, кивая на стакан: “I knew this! You are Russian!”.

Прошло полчаса. К тусовке присоединилась девушка-немка. И напилась она в тот день, как бы это сказать аккуратнее… по-царски. Так, как напивались цари в глубоком средневековье. Это восприняли как нечто само собой разумеющееся. На эту тему не сострил ни один человек.

Знаете, что мне это напоминает? Ситуацию, когда в классе есть мальчик для битья, некий козел отпущения Иванов, и урок срывает весь класс, все стараются одинаково, но родителей вызывают – именно Ивановских. Каждый день мимо нас проходят тысячи спивающихся итальянцев, французов и мексиканцев, но говорят почему-то исключительно об алкоголизме русских.

Как вообще появляется миф? У одного-двух персонажей, представителей некоего народа, есть некая фишка, доступная иностранному наблюдению. Зритель цепляется за нее и начинает оголтело обобщать.

Русские женщины – меркантильны

Видите, как постепенно меняется миф? Они были божественно красивы в начале 80х, и вот теперь они – меркантильны. Были красивы – стали дороги. Как это произошло?

А точно так же, как и в Израиле. Под копирку. Приезжает в страну на ПМЖ обыкновенная советская семья. Муж расслаблен, жена выдрессирована. Именно поэтому первый из них пребывает в эмиграционной депрессии, а вторая активно привлекает внимание, выделяясь на общем фоне (потому что выдрессирована и подмышки – бреет). Это не вина мужчины или женщины. Это особенность гендерной психологии плюс особенности воспитания в СССР. Женщины в ситуации эмиграции всегда очухиваются быстрее. Психологи сами не знают, почему, разводят руками и говорят: ну… оно всегда почему-то так работает. Что же делает с русской самкой добрый молодец со стороны, пришедший на запах стресса? Обещает золотые горы и дарит подарки, которых она в Союзе, конечно, не видела. И демонстрирует отношение к ней такое, которого она тоже, конечно, не видела. Год примерно девяносто пятый. Женщине нужно поднимать семью, в ряде случаев там есть дети, муж в эмиграционной депрессии все еще валяется на диване. Разумеется, она клюет на золотые горы и мужу изменяет. Все, кстати, совершенно необязательно было именно так в массе своей, однако две-три такие истории сделали мифологическую кассу.

Русская женщина – женщина в шубе

Где меркантильность – там, вполне логично, и шубы.

Даже если бы я совершенно не была склонна к обобщению (а к нему склонен примерно каждый первый в мире в той или иной степени) – я все равно поверила бы в этот тезис, просто прогулявшись по Брайтону. В рассказе одной женщины – русской американки — описывающем ураган Сэнди 2012 г. есть прекрасная заключительная часть: на следующий день после урагана на улицы вышли женщины в шубах. Была плюсовая температура.

Русские – суеверны

Суеверны, на самом деле, все. У католиков – мексиканцев есть масса своих этнических фишек, относящихся к суевериям – раскладывать монетки по всему дому, приветствовать желтых бабочек, нечаянно ударяться локтем об угол стола. Но стук по дереву американец запомнит как признак русского суеверия сильнее, чем желтую бабочку: он редко видит желтых бабочек, особенно на восточном побережье. Мексиканцы ставят веник около двери, чтобы гости вовремя уходили домой. Русская меркантильная женщина ставит веник около двери, чтобы муж вовремя вернулся домой! Угадайте с трех раз, кто из них суеверный.

Русская мафия в Бруклине

О, это отдельная эпопея, и ей полвека. В Бруклине давно уже успешнейшим образом действует китайская мафия, и при помощи эмигрантов из Средней Азии начинает появляться узбекская, казахская и киргизская, но говорят все равно о русской. Русская мафия некогда существовала, но суровая действительность показала, что русский с китайцем в некоторых вещах соревноваться не может.

Антисемитизм

Вот тут-то мы и выяснили, что большая часть брайтонских русских является евреями. Потому что если бы такое количество народу начиная с 90х не получило здесь политубежища именно потому, что «еврей в СССР не может выйти на улицу, а иначе его убьют» (такова была генеральная линия защиты), в американской голове не отложился бы тот факт, что каждый русский – антисемит. Даже если этот русский просил политубежища как еврей. Речь тут даже не столько о самом антисемитизме – который существует в мире точно так же, как и меркантильные женщины, суеверия и шубы, а о том, что ты приезжаешь в Америку как еврей, а говорят про тебя, что ты – русский. Прямо как в Израиле, ей богу. Хотя, некоторые евреи, эмигрировавшие из России по политубежищу, начинают вести себя со своими же соотечественниками так, что именно их впору обвинить в антисемитизме.

Казаки

Казаков очень боятся потомки русских, то есть еврейских русских эмигрантов начала прошлого века. Они уже окончательно и бесповоротно американцы, по-русски не говорят, но при слове «казаки» заметно настораживаются, как минимум. Потому что предки рассказали им, что именно казаки устраивали еврейские погромы на Украине. Теперь они думают, что казаки – это национальность.

Русские – расисты

Есть такой малюсенький миф о расизме русских. Но черным американцам виднее, кого в черных районах бить, а кого не бить. О том, что именно русские открывали свои университеты для африканцев, в то время как равенства рас в Америке еще не существовало, черные парни знают не хуже всех остальных.

Все русские – коммунисты
(ключевое слово — все)

Мой приятель, американский музыкант без единого русского корня, ездит на гастроли в Россию один. Его группа с ним ездить побаивается. Не поедем, говорят – там коммунисты.

В одном американском офисе совершенно спокойно существовал человек, каждый раз насмешливо говорящий своему русскому коллеге, если его звали к телефону: «Василий! Тебе звонят из KGB!». Василию даже в голову не пришло разбираться, что же делать с этой, явно по национальному признаку, подколкой. С другим коллегой, русским по происхождению, но евреем по национальности, упомянутый лирический герой так шутить побаивался. Ну-ка ну-ка, если бы это был эмигрант из Руанды и его позвали к телефону, и некий умник сострил бы, что ему звонят с «Радио тысячи холмов»? Или если бы кто-то попросил индуса носить с собой освежитель воздуха?

Русские всегда мрачны и никогда не улыбаются

И это правда. Особенно в сравнении с другими этническими группами, привыкшими улыбаться любому незнакомцу – русские на этом фоне действительно выглядят странно. На самом же деле, в русской культуре существует специальное отношение к улыбке – настороженное. Особенно если это улыбка власть предержащего, чиновника, шефа… если ты постоянно лыбишься – то пользы ты нам не принесешь, проблем наших не решишь, условий для работы нам не создашь – думает русский. Поэтому он пугается, когда первая же девица (дама, старушка, пожилой клерк), на которую он посмотрит в метро, моментально растекается в улыбке. Он думает: что с ним не так?

«Поехать на Брайтон, поесть икры» (с)

Это цитата из романа «Щегол», именно этой фразой мама главного героя обозначает знакомство с русской культурой. Однако не только она, очень многие американцы представляют себе русскую кухню в виде тарелки с икрой. Они на самом деле думают, что икра — центральное русское блюдо, такое же, как борщ (который суть блюдо украинское). При том, что икра есть вообще-то не во всех русских ресторанах. И занимает в меню далеко не первое место. Но лично меня совершенно не коробит, что они думают, будто мы едим ее каждый день и это национальная традиция. Такой стереотип даже льстит.

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий