Ну, да, так уж вышло, что закрыл. Извините, если что не так. И случилось это, конечно же, не 18 апреля сего года, когда по «Донбасс Арене» водили тур из журналистов, настроенных очень по-разному. Кто-то из них был там впервые и обалдел от античного размаха. Кто-то посещал стадион раньше, видел матчи, так что просто прислушивался к эмоциям, как было, как стало… Кто-то там и работал, теперь пришел в свой прежний офис, не без любопытства, разумеется.
«Мертвый имперский крейсер»
Спросил у одного из коллег об эмоциях от лицезрения бывшего стадиона донецкого «Шахтера», обладателя Кубка УЕФА и прочая, прочая, прочая… А он отточенную формулировку дал: «Мертвый имперский крейсер в идеальном состоянии». Лучше и не скажешь, пожалуй.
Но о закрытии эпохи. Любой матч завершается пресс-конференцией тренеров. Публично там ставится точка в игре. За кулисой, понятно, еще идет большая работа: разбор полетов, уборка, подсчет кассы и еще много чего. Но это внутренние дела, производственные вопросы. Для болельщиков все кончается с пресс-конференцией наставников.
2 мая 2014 года «Шахтер» провел свой последний матч на «Донбасс Арене». Против мариупольского «Ильичевца», что сегодня даже как-то символично смотрится. Выиграли, кстати сказать, хозяева — 3:1 на глазах более 18 тысяч зрителей, если это кому-то до сих пор интересно. Я, последний начальник пресс-службы донецкого клуба, выводил тренеров Николая Павлова («Ильичевец») и Мирчу Луческу («Шахтер») на пресс-конференцию. Там, как ни крути, эпоха и закрылась, как только в конце я попрощался с коллегами и пожелал им всего хорошего.
Потом «Шахтер» сыграл несколько игр в Черкассах, сходил в отпуск, вернулся, уехал на сборы, уже через блокпосты и аэропорт в Запорожье, наш-то, донецкий, значит, украинская авиация к тому моменту угробила. Со сборов в Донецк «горняки» не вернулись, так и носит их по чужбине, и нет их футбольным душам покоя.
Я в свое время оставил клуб, и правильно сделал. Как бы, интересно, все эти годы я бы находился в Киеве и Львове? Бред какой-то…
Боевая авиация над мирным городом
Кстати, об аэропорте имени Сергея Прокофьева в Донецке. Прекрасно помню день, когда по нему с воздуха был нанесен первый, но убийственный удар.
Как раз был я на работе, в своем кабинете на «Донбасс Арене». А в обед пошел на деловую встречу в ближайшую летнюю кафешку. Солнечно было, тепло… Еще тогда удивился, что за звуки такие странные долетают и явно военный самолет над городом носится. Оказалось, это Украина так лихо и беспардонно разделывалась с мятежным городом. Беда…
Когда самолет, а может, их и несколько было, откуда мне знать, урчал над центром города, народ высыпал на улицу и, выстроив ладошки козырьками над глазами, всматривался в небо. Учитывая, как украинская авиация жахнула по Луганску, это же просто жуть, что могло у нас получиться.
И еще о матче «Шахтер» — «Ильичевец», который подвел черту под мирной историей Донецка, под историей «Шахтера» в нынешней его трактовке, как минимум. Последний гол этой эпохи забил донецкий бразилец Дуглас Коста, тот, который теперь блистает в «Баварии». А Луис Адриано, нынешний московский спартаковец, отличился последним «дублем» стадиона. Единственный мяч гостей забил воспитанник «Шахтера», тогда выступавший в Мариуполе, Андрей Тотовицкий. Теперь он в Бельгии, пока в аренде, но его контракт выкупить хотят, хорошие деньги предлагают «горнякам». Как хорошие… Для этой ситуации — не такие и плохие.
Последние слова прежней футбольной реальности на «Донбасс Арене» принадлежали Луческу, который теперь тренирует «Зенит» из Санкт-Петербурга: «Никак Чигринский не придет в форму. Потеряли много футболистов». Потом оказалось, что не одних футболистов потеряли, очень много потеряли народу… А еще Мирча Луческу высказал предположение, что матч с «Зарей» в Луганске обещает быть сложным. Ошибся. Игра проходила уже в Черкассах.
Кому 52 тысячи сидений?
А вот теперь о пресс-туре, который прошел 18 апреля на «Донбасс Арене». Думаю, что это было сделано нарочно, дабы прибить волну баек, которые валом валили с противоположной стороны линии фронта с того момента как ряд предприятий перешел под управление ДНР. Стадион в их числе, разумеется.
Что мне понравилось больше всего, так это «вброс» о том, что «террористы» грабят арену и вывозят все, включая сиденья. Информация была мгновенно подхвачена и отозвалась гулким эхо в социальных сетях. Никому и не подумалось даже, а как сегодня в Донецке можно использовать 52 тысячи пластиковых сидений? Куда их можно деть? Кому продать? Хорошо, не в Донецке, вообще куда такое добро можно пристроить? Прошу рассказать, вполне может быть, что я чего-то не понимаю.
Потом пошла информационная атака на газон, который стал жухлым сразу же, как только стадион перешел под юрисдикцию ДНР. Опять-таки, футбольные травы — история долгоиграющая. Их нельзя качественно вырастить за день, но и уничтожить за такое короткое время тоже тяжеловато, если честно. Сегодня травяным покровом занимаются, греют «искусственным солнцем», подкармливают удобрения, готовят… Другое дело, к чему готовят-то?
Вот самый сложный момент. Как использовать одну из лучших арен мира в городе, где идет война? «Шахтер» донецким стадионом воспользоваться не может. Во всяком случае, я не могу нафантазировать сколько-нибудь конкретные варианты, чтобы они оказались с элементами реализма. Не получается? и все тут.
Но и ДНР сегодня нечего проводить на таком могучем сооружении востребованное, дающее не только моральное удовлетворение, но и деньги, хотя бы какие-нибудь. Но «Донбасс Арена» есть? Да. Ее надо поддерживать на плаву и не давать развалиться? Непременно. Там же есть и проблемные участки, куда, как принято говорить в Донецке, «прилетало» с украинской стороны. Надо их ремонтировать, подновлять. В общем, сейчас на стадионе идут восстановительные работы, ревизия и инвентаризация. Футбола там совсем уж скоро, надо полагать, не случится. Есть технические проблемы. Не говоря о том, что кое-куда на трибунах зрителей пускать физически опасно.
Журналистов поводили по пятому уровню, где раньше были клубные офисы «Шахтера», завели в ВИП-ложу, в зону игроков, в раздевалку. Президентскую ложу, где в свое время гостили самые разные высокопоставленные лица, включая, скажем, президента УЕФА Мишеля Платини или Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла, не показывали. А зря, там красиво. И территории, где раньше работал гуманитарный фонд «Поможем» Рината Ахметова, тоже не стали демонстрировать. Да! Конференц-зал продемонстрировали же, мое бывшее рабочее место. Именно там я и подвел, сам о том не зная, итоги ушедшей эпохи. Надо же, кто мог подумать?
MARMAZOV.RU
Материал опубликован Федеральным Агентством Новостей 19 апреля 2017 года
Thanks my friend , to put light in the dark ,, a lot of good memories , come from this place to me ,, and you know ,my passport say I born born Argentina , but my heart and soul say I am from Donetsk
Big Hug from Moscow
Martin
Друг мой Мартин, спасибо тебе, всегда ждем в Донецке. Обнимаю.
Спасибо вам Руслан, за правильную позицию. Всегда с интересом читал ваши материалы в Футболе. А теперь уж и сам Футбол не читаю с тех самых пор, как всё это началось. Мне футбол на Украине, как явление, теперь напоминает концерт музыкантов на тонущем Титанике. А Донбасс Арена ещё послужит. Я, конечно, не знаю, что будет с Шахтёром и с его еврокубками, но честно говоря, наплевать. Раньше только и забот было: влетели Аустрии 5:1 — разговоров на неделю. Хорошие были времена. Пусть Шахтёр возвращается, но без РЛА, и без всех этих многомиллионных бразильцев. Мне больше дорог тот Шахтёр, который был с Зубовым, Ателькиным, Воробьём, Орбу и т.д. Наши пацаны — есть наши.