Такая «ять» народу не нужна

Сто лет назад удивительно энергичные и революционные страсти бушевали в России. В самых разных сферах её жизни, надо заметить. В том числе, в мире букв. Реформа орфографии, вызревавшая еще в самом начале ХХ века, стала обретать реальные черты и подкрадываться к алфавиту.

Временное правительство замахнулось было на революцию в правописании, но, в духе времени, наскочила на определенное сопротивление, причем, интеллигентских слоев. Одним из самых ярких и бескомпромиссных защитников традиционного написания слов выступил библиотекарь и публицист Валериан Чудовский.

В мае 1917 года в эстетском журнале «Аполлон» он опубликовал своего рода программную статью, где грудью стал на защиту букв, наподобие «ер» и «ять», которые предполагалось изжить за ненадобностью. Он пафосно призывал со страниц издания одуматься. Мол, без упомянутых букв красивейший язык Александра Пушкина превратится в дикарский глас футуристов.

Больше того, Чудовский утверждал, что имущие классы запросто могут отказаться от богатств в пользу народа, но буквы станет хранить и лелеять пуще прежнего. Не взирая, так сказать, на любые сложности. Наивный был, прекраснодушный человек, не понимал всей неоднозначности текущего момента.

Временное правительство все же приняло документы о новациях. Но окончательный удар по старорежимной орфографии был нанесен чуть позже, когда власть к рукам прибрали большевики. В 1918 году в свет вышел Декрет «О введение новой орфографии». Им устаревшие знаки письма ликвидировались.

Кстати, в этом видели и вполне осязаемую материальную выгоду. Например, без «Ъ», в смысле, без «ер», многие слова стали короче. А это давало экономию при печати. Правда, вдруг оказалось, что совсем уж без «Ъ» русскому языку обходиться сложно. Стали в уместных случаях ставить верхний апостроф «’», но смотрелось это нелепо. В 1928 году «Ъ» частично реабилитировали, знаем теперь эту букву под именем «твердый знак». А, скажем, «ижица» и «фита» канули в Лету окончательно.

Пламенного Чудовского сначала сослали в Нижний Тагил, а в 1937 году и вовсе расстреляли. Не вполне из-за буквы «ять», конечно, скорее, по совокупности заслуг и мировоззренческих принципов. Ему, понятно, от этого легче не стало. Реабилитировали библиотекаря-традиционалиста в 1958 году.

MARMAZOV.RU

Материал опубликован сайтом «СЖС» 2 мая 2017 года

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий