Продукты дальних странствий: ни дня без алкоголя

Писатели, конечно, постарались. А потом и кинематографисты свою лепту внесли. Потому, когда речь заходит о дальних морских походах, великих открытиях времен штурвалов и ветрил, то картинка возникает роскошная, романтическая и героическая. И персонажи ее элегантны, крепки, а порой и напомажены даже.

На самом деле, долгое время корабли, тем паче отправляющиеся за три-девять земель, были едва ли не самыми страшными, зловонными и мерзопакостными местами на планете. Если слово «моряк» и отличалось от слова «самоубийца», не по написанию, но по сути, то крайне незначительно.

В этом смысле, да, надо было обладать отчаянной смелостью на грани безумия, чтобы добровольно пуститься в путь, где шансы выжить были мизерными. Оттого, кстати сказать, зачастую будущих членов команды отлавливали в портах в мертвецки пьяном состояние, а когда они приходили в себя на борту, то выбора уже не было.

Понятно, что опасность для мореплавателей несло и само море, и несовершенные навигационные приборы, и болезни, и ужасные нагрузки, но одним из самых страшных, причем, ежедневных и ежечасных даже испытаний, было питание.

При погрузке на борт провизии следовало соблюсти два условия: компактность продуктов и возможность хранить их хотя бы какое-то время в относительно съедобном виде. Холодильников на кораблях, понятно, не было, консерванты и пастеризацию не изобрели. Тушенка в металлических банках появилась только в XIX веке.

Понятно, что покидая порт, моряки могли себе слегка баловать свежими овощами-фруктами и мясом. Но такой период был скоротечен, его сменяли жесточайшие ограничения и дикое  однообразие. Рацион выстаивался из соображений, чтобы, если получится, добраться до цели экспедиции просто живыми. Не здоровыми, не бодрыми и жизнерадостными – просто дотянуть до берега. Получалось далеко не у всех. Например, из 265 участников экспедиции Магеллана вернулось только 65.

Основу питания составляли сухари и самая их твердокаменная разновидность – галеты. Их выпекали из пресной муки, без соли. Это хотя бы как-то позволяло сочетать такой хлебушек с солониной, вяленой рыбой. Зато все это добро занимало мало места и долго оставалось относительно годным в пищу. Хотя, понятно, через пару недель путешествия кушать такое яство заставлял только беспощадный голод. Явно же тут не деликатесы! Горох и фасоль, оливковое масло и уксус, спасительные от цинги, но явно не озонирующие атмосферу в кубрике лук и чеснок – вот это и была основа морского меню.

Кстати, знаете, отчего так удачливы по части дальних странствий оказались испанцы? У них давняя традиция производства хамона. Сейчас это блюдо гурманов, а, скажем, в XV веке — важный продукт морских походов. Приготовленная специальным способом свиная нога хорошо хранится. Хотя, конечно, если даже такое изысканное кушанье употреблять изо дня в день – рехнуться можно.

Надо быть очень изможденным скудностью пищи человеком, чтобы изобрести так называемое «собачье печенье». Это тертые галеты, перемешанные с салом, сахаром и сдобренные морской водой. Делались в виде колбасок. А название… На собачье было реально похоже, но на печенье – не слишком…

Однообразная, очень соленая пища требовала воды. Собственно, без живительной влаги с любым режимом питания сложно протянуть сколько-нибудь значительной время. А уж с солониной! Но вода не могла долго храниться в деревянных бочках. Она протухала, становилась кошмарной по виду даже… Но ведь все равно пили. Процеживали, исхитрялись с добавками наподобие уксуса и различных алкогольных комбинаций, фантазировали вплоть до изобретения оцинкованных емкостей и повального кипячения.

Но до того, уходя в плавание, мореплаватели прошлого не экономии только на одном – вина брали, сколько могли. Оно портится не так быстро, как вода. К тому же, какой-никакой, а антисептик. Вино хотя бы как-то позволяло поедать в виде закуски жуткую снедь из корабельных запасов. И, не надо скрывать, создавало иллюзию, что ситуация не безнадежна, а даже в чем-то весела.

Так что, беспробудное пьянство моряков прошлого – всего лишь метод выживания. А пристрастившись к питью в море, кто же это дело бросит на суше?

Тем более, когда в XVII начали делать ром, крепкий, недорогой, хранящийся лучше вина напиток, он стал незаменимым атрибутом судоходства. Именно потому и нет классической пиратской песни «Йо-хо-хо и бутылка кефира». А с ромом аналогичная тема есть.

Другое дело, что градусы в этом напитке таковы, что можно было накликать иную проблему – неуправляемость судна, где команда перепилась. Отсюда возникли производные, скажем, английский грог. 1/3 часть рома, 2\3 – воды, немного лимонного сока и сахара. Все полезные алкогольные показатели присутствуют, а команда браво стоит на ногах. Даже если и питание — так себе.

MARMAZOV.RU

Материал опубликован сайтом «СЖС» 12 мая 2017 года

Вам также может понравиться...

комментария 3

  1. Руслан, надеюсь можно с дополнением к твоему материалу? Вкусная история про грог. Грогом в британском флоте времен паруса назывался матросский плащ грубого сукна. Служил во флоте королевы адмирал Вернон. С молодости он привык к этому плащу, поэтому на судне в непогоду надевал именно его. За что и схлопотал от матросов необидную погремуху Old grog ram, коротко — грог. Однажды в дальнем походе обнаружилось, что рома до конца рейса не хватит. Он и велел бодяжить ром в пополаме с водой. Целебных свойств смесь не потеряла, зато еехватило на рейс. Чай и специи придумали уже потом ушлые офицеры, мичманы, скорее всего, больше некому. Так из адмиральской клички появился неплохой напиток.

Добавить комментарий