6 декабря Украина на полном серьезе отметила 30-летие своей армии. Как это водится у молодых синтетических народов, скромные даты непременно сопровождаются рассуждения о древних традициях. Мол, нынешней-то армии всего 30, но из глубины веков на нее взирают как минимум запорожские казаки, а там, глядишь, и какие-нибудь реликтовые «древние укры», «выкопавшие» Черное море.
К слову сказать, некоторое время тому назад, в конце прошлого — начале нынешнего столетия, «профессиональные украинцы» устроили целую атаку на города Донбасса. Тогда, правда, не стреляли, война велась холодная, гуманитарного характера. В Донбассе ведь какой город ни возьми — в родоначальниках непременно окажется или российский предприниматель, или вовсе бизнесмен из Европы, или донские казаки, или греческие переселенцы. А Киеву нужна чисто украинская привязка к местности. И началась целая кампания — «запорожские зимовники».
Мол, в начале истории населенных пунктов Донецкой степи запорожцы со своими зимовниками «наследили» как сумасшедшие. Когда предлагалась, причем в который уже раз, такая версия, в Донбассе добродушно посмеивались. Говорили, дескать, эдак дойдем до установки памятников «неизвестным неандертальцам» как основателям промышленных центров региона.
Теперь-то понятно, что не смеяться тогда надо было, а насторожиться. Это было зарождение тенденции. Но кто же знал, что «нелепое и косолапое» перекраивание истории даст такие трагические результаты… Вплоть до войны!
Но вернемся к 30-летию ВСУ, отмеченное в меру пышно, еще раз подчеркну, 6 декабря. Дата эта любопытна, хотя бы потому что только 8 декабря 1991 года, то есть через два дня после «героического рождения» украинской армии, состоялся слет «чрезвычайной тройки» в Беловежской пуще. Борис Ельцин, Леонид Кравчук и Станислав Шушкевич, если помните, приговорили к ликвидации СССР. Официально свое существование наша общая когда-то страна прекратила 26 декабря 1991 года. Если верить современным украинским политикам, ВСУ к тому моменту исполнилось уже 20 дней.
Но откуда взялась дата 6 декабря 1991 года в качестве дня украинской армии? Праздничным для военнослужащих этот день стал в 1993 году. Требовалась замена советского праздника 23 февраля — тут все понятно. На Украине должно быть как угодно, только бы не как в России. Тем более — не как в СССР.
Поиск подходящей даты, какой-нибудь славной и судьбоносной битвы например, — не такая уж и простая задача. Современная концепция истории Украины, которую с отчаянным упорством пытаются внедрить в сознание масс, в значительной степени вымышленная. А победные, сильные ее периоды по какому-то невероятному стечению обстоятельств (на самом деле вполне логично) приходятся на общую с Россией историю — в составе империи или СССР — не суть важно.
Вот «профессиональным украинцам» и приходится, как сейчас модно говорить, «натягивать сову на глобус». Сова истории упирается, квохчет, перья летят во все стороны, а ее тянут и тянут. Беда просто!
Битвы и тому подобные громкие события в качестве дня рождения ВСУ брать не стали от греха подальше. Остановились на 6 декабря 1991 года, когда Верховная рада Украины приняла закон «О Вооруженных силах Украины». И тут просматривается забавнейшая гримаса истории. Советский Союз еще был, но Украина уже объявила свою независимость и созрела, как видим, до того, чтобы подпереть законодательно тему ВСУ.
Главный же прикол заключается в том, что принимавшая армейский закон Верховная рада — не что иное, как Верховный совет УССР 12-го созыва, избранный в 1990 году. Плоть от плоти Советского Союза! После принятия Акта провозглашения независимости Украины 24 августа 1991-го и внесения изменений в Конституцию (!) УССР Верховный совет УССР переименовали в Верховную раду Украины.
То есть вы понимаете? Верховная рада Украины (а по сути переименованный Верховный совет УССР, с теми же — вчера еще советскими, а ныне чисто украинскими — депутатами) приняла закон «О Вооруженных силах Украины», которые представляли собой некоторую часть Советской армии, укомплектованную советскими военнослужащими и с советской техникой на вооружении.
Вот этот факт вчера и отмечали на Украине, старательно отмежевываясь от советского прошлого и всячески подчеркивая свою неповторимую самобытность и оригинальность, считайте, со времен «неизвестных неандертальцев».
Конечно, празднование 30-летия ВСУ — это не от хорошей жизни. Как и 30-летие украинской независимости. Но другого варианта нет. Попытки самых яростных «украинофилов» расписать тысячелетнюю историю Украины и ее государственных институтов непременно наскакивает на могучие и неподдающиеся реформированию пласты российской истории. Где события, связанные с территорией, ныне обозначенной как «Украина», — только вкрапления. Важные, крупные, часто и принципиально значимые, но не самодостаточные явления. И с этим ничего не поделаешь.
В смысле делать-то пытаются, но все это как-то грустно и фальшиво смотрится. Замена георгиевской ленты маковым цветочком, например. Лепка новой мифологии с «героями Крут» и тому подобных дутых персонажей. Прославление коллаборантов наподобие Бандеры и Шухевича. Массовое привнесение в армейскую атрибутику эстетики Третьего рейха. А уж когда официальные лица государства начинают рассказывать, что Украину в ходе Второй мировой войны (а не Великой Отечественной, разумеется) освободили не советские солдаты, а союзники — это уже предел всему. Вы не в курсе, какие украинские города освобождали англичане, какие украинские реки форсировали американцы?
Спрашивается, зачем все это делается? А только чтобы попытаться убедить самих себя, дескать, «Украина — не Россия». И Западу дать понять — «мы свои, буржуинские».
Получается слабо и некрасиво. А наступит момент — отшелушится очень быстро.
Материал опубликован Федеральным агентством новостей 7 декабря 2021 года