Мастер сидеть на двух стульях

Олег Штефанко

Утомляет писать о драматических или трагических актерских биографиях. Вот вам обратный пример творческого и житейского маршрута – нет, не легкого, не сплошь усыпанного розовыми лепестками, зато вполне успешного.

Олег Штефанко, родившийся в сентябре 1959 года в Сталино (порой можно встретить информацию, что в Торезе, но в нашем случае это непринципиально, земляк ведь), – пример того, как желание и рабочие мозоли конвертируются в успешную карьеру.

В поисках рядового Штефанко

Первым делом, после средней школы конечно, Штефанко поступил в Щукинское училище – остродефицитный театральный вуз. И уже на втором курсе играл на сцене. И не где-то, а в Академическом Малом театре, в труппу которого он и был принят по завершении обучения. Довольно бойко пошла и телевизионная карьера Олега, стали звать в кино. Ладный голубоглазый блондин из Донбасса ростом в 185 сантиметров нравился публике, женской ее части особенно, что с удовольствием принималось во внимание режиссерами.

Пожалуй, самой памятной киноролью «раннего Штефанко» стал капитан «Дункана» Джон Манглс. В многосерийной ленте «В поисках капитана Гранта» по мотивам произведений Жюля Верна. Немножко сладковатым он смотрелся как для морского волка, но и фильм ведь почти сказочный, с полным набором благородных героев и мерзких негодяев. Капитан в исполнении донецкого актера, разумеется, входил в первую, романтическую категорию.

«Капитана Гранта» стали усердно искать на экранах СССР в 1985 году. А Олег Штефанко тем временем как раз тянул лямку срочной службы в Подмосковье. Не как многие артисты в театре Советской армии или в «мосфильмовском» кавалерийском полку, а в обычной части инженерных войск. Отслужил год – было такое послабление для обладателей высшего образования.

Может быть, мне просто повезло, но среди прошедших через армию мужиков – как популярных, так и обычных – из нашего двора я почти не встречал тех, кто вспоминал бы казарму негативно. Обычно это делается с вдохновением, байками и курьезными историями, даже словами признательности за важный период становления характера. Так вот, Штефанко – одно из немногочисленных исключений. Говорит, мол, ничего хорошего он в армии не нашел. Служить отправился в 26 лет, будучи вполне состоявшимся профессионалом, а тут подъем в шесть утра, беготня по холоду, сплошные сопли, дедовщина.

ДМБ и США

На дембель Олег Степанович ушел на старте перестройки. То есть, с одной стороны, гласность, хозрасчет, ускорение и невиданные перспективы. А с другой, развал прежней системы, а что на ее месте вырастет, еще пойди пойми. Словом, Штефанко решил валить. Не кого, а куда… Прямо в США.

Причем, что показательно, он абсолютно не тешил себя иллюзиями об актерской карьере. Ехал начинать новую жизнь. С нуля, конечно. Тем паче что с английским языком у него было так себе.

Вдруг станете подробно изучать биографию нашего земляка, непременно обнаружите, что ему пришлось потрудиться в поте лица, завоевывая себе место под североамериканским солнцем. И в официантах послужил, и в охранниках, таксистом был, зарабатывал на жизнь кикбоксингом… Кстати, перечень профессий таков, что запросто можно представить сценарий фильма об американской мечте.

Не то чтобы мечта осуществилась в совсем уж киношных масштабах, но и жаловаться на судьбу Олег Штефанко не должен. Фортуна и труд вынесли его на съемочную площадку Голливуда.

Тертый крепыш с принципами

Там он сыграл полтора десятка ролей (в титрах – Oleg Stefan). Согласен, не самых громких, часто эпизодических. Но у многих актеров такого не было и во сне. К тому же ему пришлось пересекаться на съемках со звездами всемирного калибра, скажем с Джеймсом Белуши или Робертом Де Ниро. Что круто!

В своих интервью Штефанко поясняет, почему у представителей самой мощной в мире артистической русской школы так призрачны шансы показать себя на самой продвинутой кинематографической площадке, в смысле штатовской. Мы то с вами, простые зрители, как мыслим? Талантливые актеры пробивают себе дорогу дарованием, потом они становятся звездами. А оказывается, что там несколько от другой печки пляшут. От спроса.

Например, в США огроменная латиноамериканская диаспора. Стало быть, востребованы типажи наподобие Антонио Бандераса или Сальмы Хайек. Но такой мощной и сплоченной диаспоры нет у русских, потому даже условно русские роли играет кто ни попадя, спасибо, что не африканцы.

Тем не менее американская жизнь Олега Штефанко, считаем, удалась. У него счастливая семейная жизнь, дети, любимая работа. В том числе – теперь, наверное, и большей частью – он снимается в России. Где воспрял кинематограф, появились деньги. И повзрослевший, заматеревший капитан «Дункана» превратился в видавшего виды тертого жизнью крепыша с принципами. Теперь герои Штефанко – силовики не у дел, уставшие и грустно смотрящие на собеседников, которых сейчас урезонят, защищая светлые принципы.

А живет бывший дончанин в США. Демонстрируя, что можно прекрасно пользоваться умением поспевать с одним седлом на две ярмарки.

MARMAZOV.RU

Материал опубликован газетой «Донецкое время» от 1 марта 2017, № 8 (73)

Вам также может понравиться...

1 комментарий

  1. Знаю этого товарища не по-наслышке. Жил с ним в одном дворе до его отъезда в Москву. Потом видел всего несколько раз, когда он уже, будучи довольно известным, приезжал проведать родственников. Он всегда был таким — не соответствие образа на экране и в жизни. Просто фотогеничный мужчина, говоря словами режиссёра Якина из «Иван Васильевич меняет профессию» — «Какой типаж! » … А больше, на мой взгляд, ничего…

Добавить комментарий