В апреле 1917 года, стало быть, сто лет тому назад, из московской тюрьмы в Гуляй Поле вернулся Нестор Махно. В это шальное время, на этих лихих степных просторах ему предстояло стать одним из самых необычных, могучих, но и неоднозначных персонажей Гражданской войны.
Батька Махно и при жизни, и после смерти вызывал живой интерес у публики и исследователей. О нем написаны целые библиотеки книг. И фактажа там – вагон и маленькая тележка. Не всегда стопроцентно подлинного. Так и личность своеобразная! Ну, а раз календарь дал нам формальный повод потолковать о Несторе Ивановиче, давайте уж вспомним колоритные фрагменты его жизни, выдуманные и подлинные, не самые главные в биографии, иначе снова пухлый том получится. Антуражные, но показательные.
- Когда младенца Нестора крестили, на священнике вспыхнули одеяния. Что дало повод толковать, вырастет-де этот мальчонка, пройдет по земле огнем. Типа, большим смутьяном будет и атаманом. Зная, что у Махно получился за жизненный путь, легко поверить в такое знамение. Задним умом, понятно.
- Талантливый от природы, Махно основное свое образование получил в тюрьме, где сидело много интересных и неглупых людей. Там же он пристрастился к идеям анархизма, который, в отличие от многих своих единомышленников, стал решительно воплощать в жизнь. В оригинальной трактовке степной вольницы, правда, но все же.
- В тюрьме Нестор Иванович шалил написанием стихов. Впрочем, по всему понятно, не главная это была грань его талантов. Батька влетел в историю не на Пегасе, а на тачанке.
- Огромное количество тачанок, оснащенных пулеметами повозок – это ноу-хау армии Махно. Ничего равного по напору и маневренности мир до сего момента не видывал.
- Орден Красного Знамени за номером 4. Одни исследователи уверены, что он принадлежал Махно. Другие говорят, что такого не было. Документов найти невозможно! Тогда интересно, у кого же был этот №4?
- Клад Нестора Махно – одна из самых лакомых легенд, связанных с его биографией. По всем показателям, материальных средств было сцежено с малороссийских степей немало. Но куда они делись? Сколько кладоискателей старалось отыскать богатства… Но тщетно. Или, если кому-то поиск удался, то сделал он это без рекламной шумихи. Что вряд ли. Одно можно сказать точно, Махно своим кладом явно не воспользовался. Свой век он доживал в нищете, в Париже, промышляя пошивом тапочек.
- А вот еще любимое место историков-выдумщиков. Деньги Махно! Якобы, в его армии ходили собственные купюры. На них, как доносит до нашего времени народная молва, было написано «Гэй, кумэ, не журысь, в Махна гроши завэлысь!» («Эй, кум, не грусти, у Махно появились деньги!») Красиво, конечно. Но что-то не сохранилось экземпляров. Не одна же единица денег была выпущена и тут же утрачена, верно?
- Когда Махно влачил жалкое эмигрантское существование в Париже, к ему приезжали испанские «левые». Это же было начало 30-х годов, Испания закипала в борьбе с фашизмом. Батьку просили помочь консультациями, разработкой тактики народной войны. Был бы он в лучшей форме, глядишь, понеслись бы тачанки по Испании. Но туберкулез доедал народного героя.
- Покоится прах Нестор Иванович в колумбарии знаменитого кладбища Пер-Лашез. Ячейка 6686. Рядом с барельефом какой-то поклонник таланта Махно пристроил гнутый гвоздь. Это, чтобы можно было оставить пару алых гвоздик, самых революционных цветов. Я знаю, сам воспользовался как-то, почтил память…
MARMAZOV.RU
Материал опубликован сайтом «СЖС» 6 апреля 2017 года