Велоковчег для покорения Антарктиды достраивается в Донецке

От автора. В донецкую редакцию «Комсомолки», которой я руководил с 2000 по 2005 год, частенько заходили безумцы. Формат газеты, надо полагать, притягивал их. Были среди подобных посетителей чистые сумасшедшие, с мозгами набекрень. Были жулики маниакального склада. Но встречались и прекрасные люди, неукротимые подвижники и энтузиасты, готовые ради высокой цели рискнуть жизнью.

Случалось, смотришь на такого человека, видишь неподдельный огонь в его глазах, удивляешься силе духа и воле к победе – хочется помочь, пусть публикацией, не стоит пренебрегать значением информационной поддержки. Но, с другой стороны, терзает мысль: «А вдруг у него получится. Отправится в свое путешествие и погибнет. И мучайся потом всю оставшуюся жизнь, что способствовал этому предприятия».

В данном случае я говорю о донецком путешественнике Леониде Митрофановиче Микуле. Что за удивительный человек! Из породы первопроходцев, первооткрывателей.

Если бы у него была достойная рекламная подпитка, о Микуле весь мир бы толковал, и ребята из National Geographic снимали бы о нем фильмы. Но у скромного Леонида Митрофановича популярность была лишь локальная. Хотя, даже проекты, воплощенные в жизнь, достойны аплодисментов. Мы же с ним полтора десятка лет тому назад общались о совершенное невероятной экспедиции, которой, в конце концов, не суждено было случиться…


Леонид Микула

Путешественник Леонид Микула голодает, но создает машину, которая принесет ему славу или гибель

Донецкий путешественник Леонид Микула регулярно устраивает себе жесткие испытания – то в одиночку едет на велосипеде по просторам Якутии, то на ходулях пересекает Европу от Чопа до Гринвичского меридиана или на тех же ходулях поднимается на Олимп и Везувий. До сего момента со всеми поставленными перед собой задачами 64-летний Леонид Митрофанович настырно справлялся. И проект, разрабатываемый им сейчас, не кажется Микуле нереальным. Когда в прошлом году он принес в донецкий корпункт «КП» макет своего велоковчега «Пингвин» (двухместной машины на велосипедном ходу), мы с удовольствием написали об этом необычном начинании. Идея броска на Южный Полюс при помощи такого оригинального средства передвижения покоряла своей отчаянной смелостью.

Хотя, чего греха таить, для многих выглядела утопией. Так, чудачество и не более того. К тому же, Леонид Микула надолго исчез из поля зрения общественности, месяцами его домашние отвечали на звонки журналистов: «В отъезде, когда вернется — неизвестно». Можно было подумать, что головоломный проект отложен. Но тут Микула объявился. Оказалось, 9 месяцев он в одиночку бился за свою мечту, превозмогал испытания, рядом с которым его экстремальные путешествия выглядят детскими играми. И привез в Донецк своего «Пингвина», готового, по оценкам Микулы, процентов на 80.

Признаки дистрофии

— Леонид Митрофанович, рассказывайте, где были, что видели?

— Все это время я провел в Киеве. Думал уже и не вернусь оттуда. Спонсоров так и не нашел, все пришлось делать на свою пенсию. Разумеется, ограничивался во всем. Похудел так, что стал замечать у себя признаки дистрофии. Это сейчас домой вернулся, хоть немного восстановился, пришел в себя.

— Но корпус «Пингвина», отлитый из специального пластика вы с собой все же, привезли. Как удалось решить такую технически сложную задачу?

— Это я должен благодарить Александра Тельчарова и его фирму «Бельтинг». Единственные люди, кто откликнулись и взялись мне помочь. Сделали все что могли, создали корпус и не взяли ни копейки денег. Хотя по моим прикидкам работа обошлась не менее, чем в 11 тысяч долларов. Сейчас «Пингвин» стоит в Донецке в цеху Рутченковского завода горного машиностроения. Тоже повезло на добрых людей, не отмахнулись, помогают мне металлические части велоковчега изготовить. Работы много, но даже, если я не найду финансовой поддержки, разобьюсь, а к весне «Пигвин» будет готов. Если успею, постараюсь провести испытания где-нибудь в районе Воркуты. Если снежные испытания не получатся – ничего. Антарктиду люди покоряли и без этого. А то, может, проведем тренировочные заезды в Гренландии.

— По-моему, это ненамного дешевле, чем прямо в Антарктиду рвануть.

— Есть одна задумка. Я сейчас веду переговоры с украинским Антарктическим центром и пытаюсь выйти на британский институт Скотта. Первые могут быть заинтересованы в проекте, поскольку он совпадает с 10-летием украинской антарктической станции «Вернадский». У англичан сейчас идет 10-летие, посвященное Скотту. Если удастся заручиться их поддержкой, Гренландия станет реальностью. Там ландшафт идеально подходит для испытаний.

Общество лавочников

— Вы говорили, что осталось процентов 20 работы, но это очень ответственная часть.

— Речь идет о велосипедной ходовой части. Ее может изготовить Харьковский велосипедный завод, я даже провел предварительные переговоры. Но остается еще много вопросов.

— А спонсоры, стало быть, не спешат вкладывать деньги в ваш проект?

— Я сначала расстраивался, а потом нашел ответ в книге одного из соратников покорителя Южного Полюса Скотта. Тот написал, что, к сожалению, мы живем в обществе лавочников. Они никогда не вложат деньги, если это не сулит быстрой прибыли. А вот кто становится рядом с путешественником и помогает ему — это не лавочник. Прямо, как для меня написал. Так что я не отчаиваюсь, надеюсь найти меценатов. Ко мне обратились было корейцы из «Мивины», хотели купить всю рекламную поверхность велоковчега.

— В принципе, логично. Вы же питаться будете чем-то похожим на их продукцию.

— Да. Но в конце концов мы не договорились. Я оценил всю площадь в 85 тысяч долларов, они стали торговаться, мол, дорого. А потом сказали: «Была бы у вас машина уже готова, а так начнете ее достраивать на наши деньги…» Они хоть и корейцы, а прогадали. Могли бы потом эту площадь перепродать в 3 раза дороже. Даже рад, что у нас не сложилось, взял бы на себя обязательства – руки были бы связаны. А так есть простор для маневра в переговорах с потенциальными рекламодателями.

Леонид Микула

Вакансия попутчика

— Велоковчег рассчитан на двоих. Уже подобрали попутчика?

— Вакансия открыта. Рассчитывал на грузина Джумбера Лежаву, известного путешественника, но он меня подвел. Сказал, что приедет на Украину, будем совместно работать над проектом. Но помощи я так и не дождался, а прессе он стал рассказывать, что это чуть ли не его идея, а меня он берет с собой. Пришлось отказаться от кандидатуры. После публикации в «Комсомолке» на меня выходили желающие составить копанию. Я остановился только на одном парне – симферопольце Евгении Тарасевиче. Но его я рассматриваю, как своего дублера. Мало ли что может случиться перед началом экспедиции? Женя слишком молод – 27 лет – мне бы хотелось в напарники кого-то постарше. И еще. Он довольно закаленный путешественник, но без опыта одиночных экспедиций. Сейчас я разрабатываю для него одиночный маршрут на велосипеде по Якутии. Если Тарасевич его пройдет, будет чувствовать себя нормально, тогда, возможно, он и станет моим попутчиком.

— Чем больше думаю над вашей затеей, тем страшнее становится. Если честно – риск чрезвычайно велик. Не дай Боже, замерзнете в Антарктиде…

— Я считаю, «Пингвин» меня защитит. Испытали пластик, из которого сделан корпус – выдерживает мороз до 65 градусов. Хотя, конечно, это будет нелегкая прогулка. Но я много раз говорил и сейчас повторюсь, что готов ко всему, даже умереть ради достижения цели. И мой потенциальный партнер тоже должен быть готов к самому жесткому повороту событий.

— Когда планируете отправиться в Антарктиду?

— Не смотря на всевозможные организационные задержки, думаю, что путешествие начнется осенью этого года.

Руслан Мармазов

Материал опубликован в газете «Комсомольская правда» в январе 2005 года

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий