Мистер Хаос. Часть первая

Мирча Луческу

Очутившись внутри футбольной команды, попав в бешенный ритм ее жизни, я поначалу, грешным делом, подумал, что, видимо, сошел с ума. Или вокруг меня возникла стена непонимания, такая могучая, что пробить в ней махонькую щелочку было решительно невозможно. Посудите сами. Отправляюсь с «Шахтером» на первые выездные матчи. Понятно, что жажду соответствовать высоким стандартам лучшего в стране (а для меня, и в мире) футбольного клуба. То есть, чтобы никуда не опоздать – ни Боже мой! Все успеть, все увидеть, везде быть в первых рядах, но при этом, не мешать. А для этого хотелось владеть информацией.

Не секретной, а самой что ни на есть простой, где-то, даже рутинной. Ну, наподобие, когда намечен подъем или завтрак, выезд на игру или вылет в другой город. Коллектив к тому моменту был еще не так, чтобы сильно знакомый. То есть, администраторов, массажистов и прочих сопровождающих команду достойных людей я знал. Но на уровне «привет-пока». А тут предстояло влиться в стаю, да, чтобы при этом не лохануться, не выглядеть идиотом… Сами понимаете, поди, приходилось в армии находиться в качестве новобранца-духа бесплотного, или на новой работе завоевывать себе место под солнцем… Так еще учтите, коллектив своеобразный, специфический…

Пытаюсь прояснить какие-то элементарные, к одному человеку обращаюсь, а он как-то странно глаза прячет. К другому, тот говорит, мол, не знаю я ничего, когда нужно – скажут. «Все, — думаю, — Обложили, ничего не хотят говорить. Полный игнор, если не подстава». Ну, скажите на милость, как в команде может быть такое, что ни одна живая душа не знала, на когда запланирован, допустим, подъем. И только потом выяснилось, что это самая что ни на есть святая правда. Реально, до последнего момента ни один администратор, не говоря уже об игроках, вполне мог и не догадываться, чем весь большой футбольный табор «Шахтера» займется в следующую секунду.

Выглядело это примерно так. Утром (вы же помните, что мы говорим о выездных матчах и сборах?) совершается обзвон номеров игроков, все собираются на завтраке в гостиничной ресторации. Откушав, чем Бог послал, футболисты снова разбредаются по номерам, а уж тренеры (кроме Луческу имелся его ассистент Александр Спиридон, плюс тренер вратарей, плюс пара парней, ведающих физподготовкой) администраторы, доктора, массажисты и примкнувшая к ним пресс-служба, неспешно потягивая чаек-кофеек, ждут появления Мистера. Как правило, к столу он выходил чуть позже остальных.

Покушав, главный тренер, сосредотачивался на своем внутреннем мире, задумывался и давал команду к действию… Надо заметить, когда нужны были быстрые и решительные действия, Мирча Луческу пользовался короткими резкими словечками. Скажем, слово «айде» (побежали, пошли, погнали, вперед, рысью марш-марш…) в иной день приходилось слышать по тысяче раз. Буквально тысячу, никаких преувеличений.

Итак, тренер дает команду и тут же начинается стремительное и только на взгляды непросвещенного обывателя, броуновское движение. На самом деле, каждый участник действия знает свою роль досконально. Он готов к ней и к любым вариация на заданную и даже незаданную тему, он точно понимает, что и для какого случая необходимо взять с собой, в каком направлении двигаться… В общем, группа сопровождения донецкого «Шахтера» — это такой себе своеобразный футбольный спецназ, привыкший не удивляться приказам, а четко их выполнять. Да, в такой стиль жизни надо вписаться, к нему надо привыкнуть. А если это удалось, то даже получаешь своего рода удовольствие от того, что постоянно находишься в тонусе.

Особый шарм ситуации придавало то обстоятельство, что действия Мирчи Луческу предсказать так же сложно, как направление движения воздушных масс в местности со сложной розой ветров. Что взбредет в его кучерявую голову? Можно только догадываться! Спрогнозировать достоверно – очень вряд ли.

Вот один из занятных случаев, припавший на сборы в Испании, если помню правильно, квартировали мы тогда в районе Бенидорма. Надо отдельно заметить, что где бы «Шахтер» не выступал, с любого его товарищеского матча непременно велась онлайн-трансляция. Луческу любил готовить команду через многочисленные неофициальные встречи, естественно, что с каждой из них организовать телевизионную трансляцию – дело и морочное, и дорогостоящее, и не очень-то нужное. А вот текстовый отчет вживую на официальном сайте – это да, это надо.

Голодные до футбольных новостей межсезонья болельщики, да и журналисты тоже, именно отсюда черпают информацию о контрольных поединках «Шахтера». Технология, прямо скажем, немудреная, при нынешнем-то уровне развития средств коммуникации. В Донецке сидел человек, с которым я каждые 5 минут игры созванивался и надиктовывал, что произошло на поле за отчетное время. Так, совсем с небольшим отставанием, любознательные фаны могли получить сведения о том, как там «Шахтер» бегает на чужбине.

Вполне понятно, что о предстоящем матче и онлайн-трансляции хотелось пораньше сообщать почтенной публике. В смысле, давать анонс встречи, чтобы потом не греть впустую всемирную сеть. Но только делать это, как показал опыт, надо крайне осторожно, перепроверяя каждый момент. Потому что человек-хаос Луческу был горазд вносить коррективы на бегу, ежеминутно, естественно, далеко не всегда ставя об этом кого-то в известность.

Возвращаемся к тому самому бенидормскому казусу. Мне было известно, что в скором времени «горнякам» предстоит дежурный «товарняк». Место, время и противник покуда скрывались под занавесом не то чтобы таинственности, скорее, элементарного отсутствия информации. Всякие попытки уяснить порядок вещей у администраторов ни к чему не привел. Они сами были совсем не прочь получить хоть какие-то наметки. И тут в холле гостиницы мне попался сам Луческу. «Отлично! – думаю, — Сейчас разживусь новостями из самых первых рук». Мистер бодро отреагировал на мое пожелание узнать что-либо о готовящемся матче. Деловито надел очки, даже заглянул в какие-то бумажки и сказал, мол, встречаемся с теми-то, там-то, тогда-то.

Я ликовал, непонятки рассеялись утренним туманом, теперь я мог донести правдивое слово до посетителей клубного сайта. Так и сделал, звякнул по телефону, все продиктовал, через несколько минут по интернет-страничке потекла бегущая строка… Довольный тем, как все славно сложилось, я брел по просторам отеля, пока не наткнулся на кого-то из администраторов. Для затравки говорю, мол, что, играем с теми-то? А он как-то глаза расширил и головой качает – нет, совсем с другими. Оказалось, что за те 10 минут, которые я не виделся с Луческу, он решительным образом поменял все! Иным оказался соперник, и место, и время… Срочно звонил в Донецк, вносил коррективы в информацию на сайте. Собственно, в тот момент я безвозвратно разучился удивляться. А ветер, то порывистый, то шквальный, но всегда непрогнозируемый, был своего рода эмблемой Луческу во время всего его донецкого тренерства.

Продолжение следует.

MARMAZOV.RU

Вам также может понравиться...

комментария 3

  1. Спасибо! Очень интересно! Даже не подозревал, что такое может происходить…. Интересно, у многих ли тренеров так…

  2. Руслан Леонидович, в книге «Как убивали » Спартак» Игорь Рабинер назвал пресс-атташе футбольных клубов церберами при журналистах. Как бы Вы это прокомментировали?

Добавить комментарий