В честь праздничка. Как Ринат Ахметов от имени народа браковал песни Игоря Крутого

Ахметов-Крутой

29 июля исполняется 65 лет композитору Игорю Крутому. Собственно, он не только композитор или продюсер, но и вообще явление в культурной жизни всего экс-советского пространства. Вполне соответствует своей фамилии – крут, талантлив, многогранен. В общем, незаурядный человек появился на свет в 1954 году в городке Гайворон Кировоградской области.

Полукруглая дата естественным образом располагает к разговорам и статьям о виновнике торжества. Речь ведь идет об Игоре Крутом, личности выдающейся. Такой информационный повод — мечта для журналиста. Вот и мне захотелось рассказать о нем, тем паче, что когда-то в прошлой жизни, задолго до войны в Донбассе, мне приходилось с ним пересекаться и наблюдать композитора в достаточно оригинальном биографическом ракурсе.

Дело в том, что с 2005 по 2015 год я возглавлял пресс-службу ФК «Шахтер». А Крутой закадычно и как-то очень трогательно дружил с президентом клуба Ринатом Ахметовым.

Много лет подряд, 19 декабря, на День Святого Николая, они проводили совместную благотворительную акцию, одаривали всевозможными благами детей Донбасса — ездили по интернатам, общались с ошалевшей от непосредственной близости знаменитостей малышнёй и находящимися в предобморочном состоянии от осознания важности момента педагогами и местными начальниками. Эти мероприятия позволяли широкой публике увидеть маленький краешек большой мужской дружбы и, во всяком случае, понять, что Крутой и Ахметов искренне друг к другу привязаны.

Вообще-то, они очень разные люди — Ринат Ахметов и Игорь Крутой. Как их судьба свела и привязала одного к другому — ума не приложу. Примерно такие мысли роились у меня в голове, когда я задумал своеобразное, спаренное, так сказать, интервью с ними.

Это случилось в 2006 году, когда впереди были и самые громкие победы «Шахтера» (но то, что они надвигаются, чувствовалось), и кошмарная война (вот уж о таком повороте истории никто не помышлял). Я готовил к запуску клубный журнал. Он так и назывался — «Шахтер». А для пилотного номера, для звонкого старта хотелось дать нечто из ряда вон выходящее. И я предложил сначала Крутому, а затем и Ахметову включиться в игру. Композитор составлял из эстрадных исполнителей свою футбольную команду, а бизнесмен и хозяин клуба фантазировал на тему, кто из его игроков как смотрелся бы на сцене.

Оба моих собеседника затею приняли, чем потешили мое журналистское самолюбие. Пилотный номер вышел вполне приличный. А журнал «Шахтер» потом несколько лет собирал профессиональные призы украинского и европейского уровня. Теперь его уже нет, как и многих атрибутов былой мирной жизни. Пилотный номер можно разве что в интернет-магазинах купить и у коллекционеров (представьте себе, на журнале до сих пор кто-то деньги зарабатывает). Но в честь знаменательной даты Игоря Крутого интервью извлечено из архива. Приводится практически в первозданном виде.

Игорь Крутой: На ворота я бы поставил Шнура из «Ленинграда»

Все человечество делится на две категории: болельщики и все остальные. В каждой из этих многомиллионных и даже миллиардных групп есть люди выдающиеся. Вот только незаурядность ценителей футбола имеет еще и свою специфическую окраску: они по-особому азартны, напористы, а главное — умеют мыслить футбольными категориями. Взять, допустим, популярнейшего российского композитора Игоря Крутого. Интеллигентны, эрудированный, тонкий человек с идеальным вкусом. И при этом — «футболен» до мозга костей. Что и не удивительно: Игорь Яковлевич — болельщик донецкого «Шахтера» и близкий друг президента нашего клуба Рината Ахметова.

Мне нравится шахтерское упрямство

— Игорь Яковлевич, вы с детства тяготеете к футболу?

— Да, с самого детства и играл, и болел… Только не подумайте, что выступал на профессиональном уровне. В детских турнирах участвовал. Как там они назывались? «Кожаные мячи» и все такое прочее. А болел в самом начале, как и многие мальчишки Украины, за киевское «Динамо». Но потом наступил момент, когда я стал болеть за «Шахтер». Сегодня вся моя футбольная душа принадлежит «Шахтеру»: и сердце, и печенки — все без исключения.

— Это случилось с момента знакомства с Ринатом Ахметовым?

— Разумеется.

— Когда вы в детстве гоняли мяч, в каком амплуа выступали?

— Я был нападающим. А если спросить о футбольных кумирах детства, то в первую очередь назову Анатолия Бышовца. Позже, когда Ахметов стал говорить о нем как о тренере «Шахтера», я очень обрадовался. К сожалению, тренерская карьера Бышовца в «Шахтере» не очень удачно сложилась. Но игрок это был великий. Вспоминаю 1966 год: он забивал потрясающие голы, у него был грандиозный дриблинг. Кроме того, мне очень нравился Эдуард Стрельцов. Наверное, был симпатичен как футболист Леонид Буряк. Очень симпатизировал игре Виталия Старухина. Его удары головой были фантастичны. Кроме того, подкупало этакое шахтерское упрямство. «Шахтер» всегда был командой с характером.

— С Ринатом Леонидовичем вы познакомились за границей?

— Это было в Нью-Йорке. У нас оказались общие знакомые. Мы с ним сошлись как-то сразу. С первой встречи появилось взаимное расположение. Стали общаться, перезваниваться, а позже — прилетать друг к другу на дни рождения. Теперь мы каждый день созваниваемся. Ринат был свидетелем на моей свадьбе. Его жена Лиля стала крестной матерью моей маленькой дочери. Для меня этот человек не просто друг… То, что Ринат самый близкий друг — это само собой понятно. Мне интересен его склад ума, способность анализировать, взгляд на многие вещи. Я на 12 лет его старше. Кстати, я по гороскопу просто Лошадь, а он — Огненная Лошадь… Я 1954 года рождения, а он — 1966-го. Так вот, несмотря на то, что Ринат моложе, только благодаря ему я стал понимать некоторые вещи. Иногда бывает ощущение, что это он лет на двенадцать старше. Но, что интересно, при своем прагматизме Ринат подвластен эмоциональным вещам, доверяет людям. В одном человеке соединено что-то несоединимое: прагматичность и эмоциональная щепетильность.

Первый критик

— Вы встретились уже состоявшимися людьми, в таком возрасте, когда новые друзья редко появляются. И вдруг такое родство душ…

— Я этому рад. Товарищей у меня много, а тут нечто иное. По большому счету, ни Ринату от меня ничего не надо, ни мне от него. Мы работаем в совершенно разных сферах. Но нам известны все радости и горести друг друга.

— Когда вы пишете новую песню, бывает такое, что первой ее слушает ваш друг?

— Я неоднократно показывал ему свои наработки. Причем Ринат — категоричный человек, несмотря на то что дипломат… Просто наши отношения позволяют сразу с откровенностью сказать: «Вот это пойдет. А это нет». Он сразу дает свои оценки, и довольно жесткие.

— Ахметов браковал ваши композиции?

— Да. Он говорит: «Это не пойдет. Ты прислушивайся ко мне, я же — народ. А ты пишешь для кого? Для народа».

— А вы такие категоричные оценки игре «Шахтера» даете?

— «Шахтер» — непредсказуемая команда, «инфарктная» команда. Она может играть так, что появляется ощущение: дайте сборную Бразилии, и ее тут же порвут. Но, с другой стороны, вдруг может выступить настолько бесцветно, что начинаешь думать: «Господи, со всего мира привезли игроков. Столько потрачено. Замечательный тренер. Замечательный президент. Созданы все условия. Играйте только!» Обида начинает душить… Но здесь надо понимать — это спорт со своими законами. Помнится, во времена СССР болельщики говорили: «Неужели на 250 миллионов населения нельзя найти 11 парней, которые обыграют всех в мире?»

— Считаете, правильно, что была сделана ставка на легионеров?

— Абсолютно! А ход с иностранным тренером вообще считаю гениальным. Луческу — тот тренер, о котором мечтал Ринат и который подходит клубу на сегодняшний день. Ахметов и Луческу — сильный тандем. Возможно даже, идеальный. Уже получены результаты — это факт. Но потолок еще не достигнут.

Лучше не звонить

— Когда у «Шахтера» получается неважный матч, вы наверняка звоните своему другу, чтобы подбодрить его…

— А вот и ошибаетесь. Я стараюсь не звонить. Ринату надо самому переболеть. Но сейчас это уже терпимо. А как он раньше переносил неудачи — это же был просто кошмар! Ринат пропускал неудачу через каждую клеточку своего организма. Но спорт не может состоять из одних побед.

— Ну а уж если победа, вы звоните?

— Конечно, всегда стараюсь поздравить. В Москве у меня есть возможность смотреть ТРК «Украина». Я вижу игры «Шахтера» в прямом эфире, после матча звоню… Нет, я могу позвонить и после поражения. Просто знаю, что Ринату надо отойти. Он будет ходить вокруг своего дома, он будет самым несчастным. И я это представляю, находясь в другом городе. Ему необходимо самостоятельно справиться. Иначе тогда следующая победа не будет такой сладкой.

— Вы предпочитаете болеть в одиночку или друзей зовете?

— Друзья ко мне приходят.

— Пиво, рыба, семечки?

— Нет, немного вина, фрукты.

В атаке просто «Звери»

— Есть ли круг артистов, которых вы можете назвать командой Крутого?

— Боюсь давать какие-то заключения по этому поводу. Произошла переоценка некоторых вещей… В общем могу сказать, что есть люди, к которым я не могу повернуться спиной. И не по причине другой сексуальной ориентации.

— Если мы проведем параллель — футбол и музыка, кого в российской эстраде вы бы отнесли к ярко выраженным нападающим?

— Конечно, Пугачеву. Это центрфорвард. Еще Иосиф Кобзон. «Звери» — только в нападение.

— Давайте скажем о средней линии.

— Плеймейкером может быть Игорь Николаев. Лайма Вайкуле — в средней линии. София Ротару тоже хавбек. Еще «Уматурман»… Это такие амбициозные ребята, которых только что из «Шахтера-2» перевели в основу.

— Будет неправильно, если мы обойдем вниманием защиту.

— Оборона должна быть надежной: Лёва Лещенко, Добрынин. А на ворота без вариантов я бы поставил Шнура из группы «Ленинград» — отпугивать нападающих противника.

Концерт на «Уэмбли»

— В свое время вы написали колыбельную для сыновей Ахметова.

— Мне хотелось сделать ему особенный подарок ко дню рождения. Ира Аллегрова спела эту песню. Это любимая певица Рината, к тому же в тот момент я с ней сотрудничал.

— Гимн «Шахтера» вы предложили написать или вас попросили?

— Идея была Рината. Я предложил, чтобы исполнял Александр Серов. Это артист, который мог передать музыку, которую я задумывал. Поскольку был представлен не клубный заводящий ритм, то важен был голос. А голоса, равного Серову, на нашей эстраде и сейчас нет.

— Скажите, почему такая богатая тема, как футбол, так слабо вдохновляет композиторов на создание песен?

— Не знаю. Как ни странно, марш Матвея Блантера так и остался самой популярной футбольной мелодией. Хотя, возможно, сейчас музыка Лиги чемпионов «переехала» его по ощущениям… А вот именно песен о футболе — действительно, я не слышал удачных. О хоккее есть. «Трус не играет в хоккей» — это все-таки песня. О волейболе, баскетболе, плавании — не знаю. Об Олимпиадах есть очень удачные композиции. Весь цикл Пахмутовой: «До свиданья, наш ласковый Миша» — без слез слушать невозможно. У Тухманова были хорошие песни, у Мовсесяна. А о футболе почему-то нет. Загадка.

— Вы кроме игр «Шахтера» другие матчи смотрите?

— Европейский футбол. Нравятся «Реал», «Барселона», «Манчестер» в лучшие времена. Ощущение, что команды могут забить сколько захотят. Машины, которым подвластно все. Футбол высшего пилотажа. Это как слушать замечательный концерт. Я надеюсь, что «Шахтер» рано или поздно станет таким. Ринат Ахметов если за что-то берется, то доводит до совершенства.

— С чем победа в футболе соизмерима в музыке?

— Если рядовой матч в чемпионате страны — просто концерт. Если это победа в Кубке УЕФА, то, наверно, это удачный концерт на «Мэдисон-сквер-гарден». А если это победа в Лиге чемпионов, то, конечно, это концерт на «Уэмбли».

Ринат Ахметов: «Мутазалем, Брандау, Фернандиньо — это всё гитаристы»

С Игорем Крутым мы пообщались несколько раньше, и когда состоялась встреча корреспондента нашего журнала с президентом ФК «Шахтер» Ринатом Ахметовым, мы сразу определились, что у беседы две главные темы — игра в мяч и мир нотных знаков. Ринат Леонидович интересно отреагировал: «Вот, значит, как получается. Игорю проще говорить о футболе, чем мне о музыке». Но буквально через несколько минут выяснилось, что в музыке президент клуба разбирается на очень даже приличном уровне. Просто скромничает.

Долгая дорога на стадион

— Ринат Леонидович, когда вы почувствовали себя футбольным человеком?

— В детстве. В самом юном возрасте, когда еще мальчишкой бегал по двору. Мы всегда гоняли мяч. Если говорить о футболе, что называется, по большому счету… Здесь я почувствовал себя футбольным человеком 11 ноября 1996 года. Тогда я стал президентом ФК «Шахтер». Для меня это чрезвычайно ответственная и почетная должность. Побыв год на посту президента клуба, я поставил самые амбициозные цели. Это было совсем не просто на тот момент. Но считаю, что мы своего добились. Футбол дарит незабываемые, ни с чем не сравнимые минуты. Когда весь Донецк счастлив, все поздравляют друг друга с золотыми медалями — это дорогого стоит. Это такие моменты, когда огромное число людей ощущают себя практически родственниками. Ради такого стоит жить.

— Но и боли футбол доставляет немало.

— Через это тоже надо пройти. И такие минуты тоже не забываются. Я помню по датам матчи, когда мы оступались, упускали золотые медали. Но при этом мы шаг за шагом шли вперед.

— Подозреваю, что в детстве, играя футбол во дворе, вы тяготели к атаке.

— Да, чаще всего я играл нападающим: забивал, страшно злился, когда проигрывали… Никогда не любил уступать.

— Вы — нападающий таранного типа или больше технарь?

— Наверно, технарь. Я был худенький, так что фактуры не хватало, чтобы таранить.

— Всегда в дворовом, мальчишеском футболе должен быть «закоперщик» — тот, кто соберет компанию «попинать мяч». Вы выступали в роли такого организатора?

— Во всяком случае, был одним из лидеров. Знаете, всегда хотелось тянуть команду к победе.

— С чем у вас ассоциируется «Шахтер» времен вашего детства?

— Я помню, как играли Старухин, Соколовский, Васин, Дудинский, Роговский… Те времена у меня ассоциируются именно с этими футболистами. А еще с тем, как непросто было добраться на футбол. Мы собирались с братом и заранее шли пешком с нашего поселка. Деньги, чтобы добраться транспортом, не всегда были. До стадиона далековато, но очень уж сильный был стимул — увидеть игру. К тому же, для меня это было целое приключение — идти с братом и друзьями на футбол.

— Вы помните первый матч, которые увидели на стадионе?

— Нет, уже не помню. Но помню, кто меня повел. Отец. Он тоже любил футбол.

Все начинается с тапочек

— Этот вопрос я и Игорю Крутому задавал. Вы с ним встретились в зрелом возрасте, когда новые друзья редко появляются. Но сблизились практически до родства…

— Да, это выстраданный друг. В зрелом возрасте, когда мы уже можем дать оценку каждому шагу, понимаем, что такое дружба. Я горжусь своим другом, рад, что он появился в моей жизни.

— А как удалось Игоря Крутого, который болел за «Динамо», перетащить в стан болельщиков «Шахтера»?

— Есть союзники, есть противники. И я своей задачей всегда считал научиться противников делать союзниками. Конечно, здесь несколько не тот случай. Игорь противником не был. Но за «Динамо» болел. А футбольный клуб «Шахтер» ведет тотальную борьбу за каждого болельщика. Я сделал все возможное и невозможное, чтобы Крутой перестал симпатизировать киевлянам и переключился на «Шахтер». К тому же мне помогла его супруга Оля.

— Очень интересно, как это получилось?

— Был такой случай. Игорь давал интервью в домашнем интерьере. Причем делал это в тапочках киевского «Динамо». Мне Оля звонит: «Это же катастрофа, как он может быть в динамовских тапочках?» Я прислал Игорю тапочки донецкого «Шахтера». А потом постепенно он превратился в болельщика нашей команды. Но все началось с тапочек.

— Выяснилось, что вы — строгий критик творчества Крутого. Игорь Яковлевич говорит: «Ринат может сказать, какая песня пойдет в массы, какая — нет».

— Ну, я ему более корректно говорю. Мне творчество Крутого очень нравится, и не потому, что он мой друг. Если бы не нравилось, я бы так и сказал. Но я люблю такие песни, чтобы дрожь пошла по телу, чтобы пронимало, чтобы чувствовались эмоции. Так вот, у Игоря есть такие произведения, когда музыка действительно трогает. Но в каждой песне подобного достичь нельзя. Как не может каждый матч быть сыгран гениально… И тогда я говорю: «Это на любителя». Лестно, что Игорь спрашивает мнение о песнях у своей супруги Оли и у меня. Думаю, что у нас проходит первый аудит его композиций.

— Бывает, что вы, задумавшись, напеваете или насвистываете какую-то мелодию?

— Певец из меня не очень хороший. Но музыку люблю. Если чем-то действительно расслабляюсь, так это музыкой.

— А Крутой — строгий критик игр «Шахтера»?

— Как-то мы играли с «Динамо». И по телевизору крупно показали лицо Крутого, когда киевляне повели 1:0. Ну, скажу вам, такое лицо украсило бы любые поминки. Вроде бы человек молчал, но никаких сомнений не оставалось — наша команда явно играет не на той скрипке. А когда после этого мы выиграли 2:0, то Игорь был счастлив. Прыгал так, что мог побить все рекорды.

— Это игра 2001 года?

— Да, 7 апреля проходил матч. «Динамо» забило первый гол, а потом Агахова и Ассан вырвали победу. Весь Киев был в шоке.

Тишина футбола

— Вы подробности каждого матча помните?

— За последние 9 лет — практически каждого. Для меня все игры — это страдания. Я не знаю, кто как, но я худею на 1,5-2 кг после каждого матча. У нас такая команда, которая любит загнать себя в трудное положение и показать, как она умеет преодолевать препятствия.

— Победу отмечать с друзьями, неудачу в одиночку — это про вас?

— Где-то так. Я предпочитаю сам анализировать неудачный матч, делать выводы. Мне надо переболеть всем этим, только потом я появляюсь на людях. Здесь одиночество как лекарство.

— Вы футбол, понятно, чаще всего смотрите на стадионе. Но если вдруг пришлось наблюдать игру по телевизору, как это происходит?

— Молча. С друзьями. Я беру проверенную компанию, которая умеет переживать без лишних эмоций. Вообще, со мной очень трудно смотреть футбол. Если бы я был обычным болельщиком, нормальным таким человеком, смотреть футбол с Ринатом не согласился бы никогда в жизни. Для многих такой стиль боления будет мукой: нельзя крикнуть, какие-то чувства показать, нет ни чая, ни кофе, ни еды. Не могу себе представить, что идет футбол, а кто-то ест. Тут речь о микроинфаркте, и вдруг — тарелка, вилка, нож? Это немыслимо. Если идет атака, кто-то рядом крикнул «гол», а мы не забили — мне кажется, что виноват тот, кто крикнул. Эмоции позволяю себе выплеснуть, только когда мы забиваем. Зато какие это эмоции!

Винокур выходит на замену

— Игорь Крутой рискнул представить свой вариант футбольной команды, составленной из музыкантов. В нападении у него группа «Звери»…

— О! Похоже, он решил сразу нас запугать. В атаке — «Звери»!

— А в защите — Лещенко.

— Значит, он Леву взял? Ну, Лещенко фактурный такой, надежный. Да, это уже серьезно. А Винокур попал в состав?

— Нет, наверное, на замену выйдет.

— А сам Крутой будет или нет?

— Он в этой команде тренер. Ринат Леонидович, а вы бы могли составить музыкальный ансамбль из футболистов?

— Давайте попробуем. На барабаны, скорее всего, Лаштувку, он должен справиться. Гитаристы… Это Матузалем, Брандау, Фернандиньо — все бразильцы. А баян дадим Тимощуку. В клавишники более всех подходит Дуляй: интеллигентный человек с интеллигентным инструментом.

— Нам непременно нужен вокалист.

— Дарио Срна подходит. Он модный парень, похож на рок-звезду. А вообще у нас можно даже не один ансамбль создать. Так это мы только футболистов брали. Есть же еще работники клуба. Евгений Канана — ярко выраженный ударник. Сергей Палкин за роялем хорошо бы смотрелся… Руслан, а ты бы какой инструмент взял?

— Наверно, бас-гитару.

— Годится. А я бы был руководителем оркестра. Художественным руководителем.

Собрать стадион на дебютный концерт

— У вас есть любимые песни о футболе?

— «Команда молодости нашей» — песня, которая трогает. «Первый тайм мы уже отыграли…» — тоже. Что такое любимая песня? Это такая песня, в которой находишь себя. Кстати, у Игоря Крутого много отличных композиций. «Любовь, похожая на сон», «Я тучи разведу руками» — это же прекрасно.

— Можете назвать европейских футболистов, которые вам симпатичны?

— Мне многие футболисты нравятся. «Барселона», например, вызывает восхищение. На мой взгляд, и в прошлом году (в 2005-м. — Ред.), и в этом — лучшая команда Европы. Там футболисты, игра которых — как захватывающий спектакль.

— Театр, футбол, эстрада — это пограничные территории?

— Да, они во многом схожи. Везде есть зрители и исполнители, эмоции, слезы, радость.

— Говорят, вы недурно на рояле некоторые мелодии исполняете?

— Крутой научил.

— Хороший учитель, кстати?

— Ученик талантливый оказался.

— Какую музыку вы исполняете?

— «Подмосковные вечера» научился играть, как будто всю жизнь сидел за роялем. Как-то удивил Игоря. Он меня учил одной мелодии, которую только что сочинил. И я ее очень быстро воспроизвел по памяти. С того момента уже года два, наверное, прошло, но могу сейчас сесть за рояль и исполнить.

— Может, есть смысл подумать о собственной концертной программе? Представляете афишу: «Концерт для рояля с оркестром. Исполняет Ринат Ахметов и футболисты «Шахтера».

— Одно могу сказать точно: стадион на дебютное выступление собрали бы легко.

MARMAZOV.RU

Материал опубликован сайтом Украина.ру 28 июля 2019 года

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий